Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Тольтеки-ацтеки в акматической фазе (зрелость).

Акматическая фаза (зрелость)  11 - 14 век н.э.

Колонада в Чичен-Ице. Фото Лимарева В.Н.

Наибольший подъем у тольтеков на полуострове Юкатан в 11 веке.

Кроме  Чичен-Ицы  на Юкатане развиваются  города Ушмаль, Майяпан  (Маяпан),  все они под управлением тольтеков.

Гегемоном был крупный религиозно-политический центр  Чичен-Ица. Там в это время были построены основные постройки административного и религиозного назначения. Там  проводились государственные религиозно-мистические ритуалы. Майя проживающих в Чичен-Ица исследователи называют майя-ица. Это нация сформировалась в результате  в результате ассимиляции майя и пришлых тольтеков.

Чичен-Ица расположен на площади  15 квадратных километров; там находится 13 полей для игры в мяч, одно из которых самое большое в Мезоамрике. В городе пять площадей. Все площади соединены священными дорогами «сакбе», шириной от 3 до 8 метров.

Пирамиду Кукулькана в Чичен-Ице. Фото Лимарева В.Н.

«Чичен-Ица был важным центром обучения философии, наукам и искусствам. Каждое здание имело свое назначение по отношению к этим дисциплинам, а на курсах обучения готовили лучших и знающих людей. Город разделен на две части: первая  - религиозная, включающая Поле для игры в мяч, храм Цомпантли (пирамида черепов), храм Орлов и храм Венеры (для религиозно-мистических ритуалов с человеческими жертвами по результатам игры в мяч отрезали головы  и подготовка жертвы для утопления в колодце), пирамиду Кукулькана, священный Сенот (колодец смерти), храм Воинов (грандиозное сооружение  с главным фигурой  Чак-Мооля,  на животе каменного фигуры  во время ритуала вырезали сердце), Осарио (религиозный храм  в котором обнаружили  7 алтарей и большое количество  предметов для исправления ритуалов) и старый Чичен; вторая часть – научная, в неё входит Дом оленя, Обсерватория, церковь, монастырь и Акаб-Дзиб  (здесь жили и трудилась жречество и  представители властей)». (Чичен-Ица: путеводитель по истории и памятникам города, издательство: Immgine Unversale)

План Чичен-Ицы. Чок-Мооль.

В 12 веке произошло изменение климата, на полуострове Юкатан стало все больше и больше засушливых лет. Как не старались жрецы в Чичен–Ице  ублажать многочисленными жертвоприношениями бога дождя Чака, не помогало.

Изменяющийся климат нарушил устоявшееся равновесие у народов населявших Мексику.

Молящая. Ацтеки. Андропологический музей. Мехико. фото Лимарев В.Н.

Изменение климата коснулись и Центральной мессы. В 1104 году свидетельствуют записи тольтеков  в городе Тула (Толлан)  был голод и эпидемия и город  опустел.

Поставленные на грань выживания жители полуострова Юкатан также начали искать себе новое пристанище.

В 12 веке отмечены схватки между племена на Центральной мессе.

Тольтеки с Юкатана  в середине 12 века переселяются в дельту реки Усумансины в портовый город   Шикаланга.  Климат в бассейне реки Усумансины становится более сухим и  там возрождается жизнь. В это же время отмечено разрушение Тулы  (Толлан)  пришлыми племенами,  напавших на Тулу  индейцев называют чичемеками, но вероятно это были те же тольтеки бежавшие с полуострова Юкатан.  Город Тула был разрушен в 1156 году. Примерно в это же время отмечен захват тольтеками  города  микстеков  Чолулу.

Божество ацтеков. Андропологический музей. Мехико. фото Лимарев В.Н.

Возможно, тольтеки контролировали город Чолулу и раньше, т.е. 10-11  веках, но возрождение Чолулу началось в середине 12 века.

На Юкатане оставшиеся тольтеки переселяются в Майяпан, который становиться главным городом на Юкатане.

Мы знаем только отголоски тех сложных военно-политических  процессов, которые происходили в 12 веке  в Мексике. Однозначно одно, в результате воин на исторической арене появилась новая сила -  родственное тольтекам племя ацтеки.

Зафиксированная дата появления ацтеков в долине Мехико 1168 год. Но это не значит, что воинственные ацтеки до этого времени находились в стороне от бурных событий происходящих на Центральной мессе.

 Родным языком ацтеков был язык науатль, на котором говорили и тольтеки. В конце 12 начале 13 века им покоряются все племена  Центральной мессы.  В это время удобным для проживания районом была долина Анауак (долина Мехико). В долине находилось мелководное озеро Тескоко.

Обосновались ацтеки они в Чапультепеке на берегу озера Тескоко   черте современного города Мехико).

«Долина Анауак, когда пришли ацтеки была густо заселен другими племенами и народами, пришедшими сюда раньше и впитавшими на себе благотворное воздействие высокой тольтекской культуры». (Валерий Гуляев. «Тайны древних городов»)

Валерий Гуляев подчеркивает, что  долина Мехико была подвластна тольтекам. Борьба за обладание долиной шла между двумя родственными племенами. Это борьба велась повсеместно на всей Центральной мессе. Но именно в долине Мехико были самые благоприятные условия для проживания  в этот исторический период.

В районе озера Тескоко были плодородные поля для выращивания кукурузы,  (строили «чинамп» -  приподнятых земельные участки на мелководье с использованием озерного ила) в озере было обилие рыбы и птицы и само озеро служило транспортной артерией для связи между отдельными районами на лодках и плотах.

Божество Ацтеков.Андропологический музей. Мехико. фото Лимарев В.Н.

Когда ацтеки приступили к строительству своей столицы, они имели уже достаточно людских ресурсов для того чтобы осуществить этот проект.

Свою столицу город Теночтитлан  ацтеки стали возводить на двух небольших островках   в озере Тескоко в 1325 году.

Герб знатной семьи в Мехико. Мехико. Фото Лимарева В.Н.

«В момент основания Теночтитлан  был разделен на четыре больших квартала, а те в свою очередь  имели более мелкие деления, или районы  - один для каждой общины ацтеков. Впоследствии число таких районов возросло до 15-20.  В центре  был возведен «Главный храм» в честь Уицилопочтли и Тлалока (бога воды и дождя, покровителя земледелия) – главных и наиболее почитаемых ацтекских богов. По воле первого из них  и был, по приданию, основан город Теночтитлан. В кодексе Аскатитлан (16 век) изображено начало ацтекской жизни в Теночтитлане: индейцы на лодках ловят рыбу с помощью сетей  и удочек,  а некоторые из соплеменников ударами палок по воде гонят рыбу в расставленные сети; вокруг типичная озерная природа: заросли тростника и множество водоплавающих птиц». (Валерий Гуляев. «Тайны древних городов»)

Теночтитлан находится на месте современного Мехико,   получил название  город по названию кактуса теночтли, который рос на острове; народ  стал называться теночками, а город Теночтитлан. Согласно легенде якобы орел сел на кактус, когда закладывали город, тем, определил место, где должен быть  построен город.

Первым царем (до этого правил жрец-правитель), правившим в Теночтитлане был Акамапичтли (его отец был микстек), правил, опираясь на воиственых ацтеков с 1375 года по 1395 год. Он организовал царскую династию правившую до прихода испанцев.

«Управление и организация жизни в Теночтитлане осуществлялась следующим образом:  царь высказывал свое  желание  «совету четырех», они в свою очередь, доносили их до более представительных органов управления кланом; затем до нижестоящего органа управления кланом. Человек, следящий за порядком и возглавляющий клан о время войны, давал членам клана программу действий, спущенную сверху. Таким образом, клан, основная единица системы, укреплял порядок внутри себя, сплачивался для войны, собирал налоги в своих пределах. Похоже, ацтеки не управляли покоренными народами. Вероятно, их это не интересовало». (Виктор Фон Хаген. «Великие царства Древней Америки».)

В конце 14 века, перед своим закатом,  цивилизация Тольтеки-ацтеки представляла собой находившихся  в сложной вассальной зависимости большое число государств, городов-государств, одними государствами управляли тольтеки, другими ацтеки.

Было несколько городов претендовавших гегемонию в своем регионе.

Это Теночтитлан в долине Мехико.

Майяпан на Юкатане.

Чолулу – современный штат Пуэбло.

Шикаланга  в бассейне реки Усумансина.



Книга ацтеков. Музей антропологии. Мехико. Фото Лимарева В.Н.

  • главная