Майя в акматической фазе (зрелость). (Паленке).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Майя в акматической фазе (зрелость).

Лик Бога.  Археологическая зона Паленке. Фото Лимарева В.Н.

Города майя в Мексике, Гватемале, Белизе, Гондурасе.(карта)
Территория контролируемая цивилизацией Майя в период расцвета.(карта)

Акматическая фаза 5 век н.э. – 8 век н.э.

Период расцвета  майя, согласно общепринятой хронологии  (625—800 гг.).

Расцвет цивилизации майя  происходил при гегемонии города Паленке.

Тропический лес у археологической зоны Паленке. Фото Лимарева В.Н.

Возвышению города Паленке предшествовали длительные войны, которые вели между собой различные племена в долине реки  Усумасинта.

У археологического названия Паленке есть настоящее древнее имя - Лакамха ("Большая Вода") - так индейцы майя  называли нынешний Паленке.

Археологическая зона Паленке. Развалены в лесу. Фото Лимарева В.Н.

Паленке был столицей царства Бакаль ("Место костей"), территория которого располагалась на крайнем западе области майя и занимала холмистую, заросшую тропическими лесами землю между реками Грихальва и Усумасинта. Однако, столицей Бакаля Паленке стала только в конце V в.

До этого самым ранним центром царства, скорее всего, был Танхабакаль (город Тортугеро), название которого переводится как "Посреди воды - Место костей".

Далее правление царством Бакаль перешло к династии, основанной Кук-Баламом I, который был правителем Токтана ("Облачная Долина"), местоположение которого археологам неизвестно.  Паленке (Лакамха) стала столицей, предположительно, только в правление Акуль-Мо-Наба I, четвертого из токтанской ветви.

 («История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)

Руины города Паленке находится в северной части штата Чьяпас (Мексика)  у отрогов Чьяпассиких гор у края естественного плато высотой около 70 метров. К северу и востоку от плато низменная болотистая равнина в устье реки  Усумасинта.

Это обширная болотистая территория малопригодная для жизни в настоящее время, так же была практически не заселена во времена расцвета города Паленке. Но тем не имение это болотистое место с множеством озер  играла важную роль в становлении цивилизации майя, возвышении города Паленке. Там находились  «приподнятые поля», которые снабжали жителей города  в изобилии необходимым продовольствие.

Именно благодаря разработанной ещё в начале н.э. эры  в Тикале технологии выращивания кукурузы и овощей   в болотистой местности, Паленке смогла обеспечить большой достаток в продовольствии и содержать   освобожденных от повседневного труда  правителей, жрецов чиновников и боеспособную армию.

В период своего расцвета  Паленке осуществляла относительный контроль над  племенами майя в Петене, а так же  полуостров Юкатан и Центральной Мексику, и горные территории  Центральной Америки до Коста-Рики.

Империи майя, вероятно, никогда не было. Государство Бакаль довольствовалось тем, что была гегемоном в индейском мире. Гегемония предполагала, прежде всего, признание главенства правителя Паленке над вождями многочисленных племен, признание главенства её религиозного центра  и возможно преподношения вождями покоренных народов дани в виде подарков.

Дворик во дворце правителя украшен барельефами побежденных вождей племен.

Вожди племен приносят присягу правителю Паленке. Археологическая зона Паленке. Фото Лимарева В.Н.

На барельефе показаны вожди племен, которые признали гегемонию Паленке  и они стали  вассалами правителя Паленке.  Они в знак покорности держат правую руку на сердце. Были, конечно, и те, кто до конца не смерился с участью покоренного, таких приносили в жертву богам.

Археологическая зона Паленке  (Схема)

Паленские правители оставили стелы с записями о своих подвигах.  Надписи есть во многих храмах: "«Храму надписей»,  «Храме Креста", "Храме XIX" и т.д.  В «Храм надписей» три плиты, заполненные иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Каменная надпись содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет.

Погребальная маска. Майя. Тикаль. Гватемала.

Были предприняты попытки  перевести надписи  в соответствии с методикой русского ученого  Кнорозова. Эти переведенные записи были систематизированы Виктором Талахом и изложены в « Хрониках Баакульских Владык»:

  • ХРОНИКИ БАКУЛЬСКИХ ВЛАДЫК.

  • Как следует из самих текстов, их главные герои и заказчики – местные правители, носившие титул k'uhul Baakul 'ajaw, "священный" (или "почитаемый") "Баакульский владыка", и принадлежавшие (по мужской, или, в некоторых случаях, по женской линии), к одному роду. По сути,   публикуемые тексты – это династийная хроника Баакульского царства, начиная с мифических времен божественных предков и до поры создания надписей.

    (Виктор Талах: « Хрониках Баакульских Владык»)

     

     В соответствии с хрониками была создана работа «История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)

  • История города Паленке Лакамха царства Бакаль.



  • Король проводит ритуал. Археологическая зона Паленке.  Фото Лимарева В.Н.

    Когда знакомишься с хрониками, то впечатление. Что читаешь китайские хроники этого же времени: интриги, заговоры, династические браки и военные конфликты, борьба за власть. Отрывистые сведения, изложенные в хрониках,  не позволяют создать объемное представление  о событиях, которые происходили в государстве Бакаль, но однозначно можно сделать вывод, что развитие государства Пленке ничем не отличалось от развития других цивилизаций.

     

     «Общество майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от отца к сыну или брату.  Было отчетливое разделение на социальные слои. На самом верху социальной лестницы находились правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы, потом – простые земледельцы-общинники, а на последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности и привилегии и культивировали собственные обычаи». ( Виктор Фон Хаген.)



    "Время наивысшего расцвета, золотой век культуры майя 7-8 века. Армии её правителей ведут успешные боевые действия на западных и южных границах. Торговцы проникают в самые глухие и отдаленные уголки Мексики и Центральной Америки, переправляют оттуда драгоценный       зеленый минерал  - нефрит, яркие перья птиц, ткани, бобы какао, изящную парадную керамику, соль, обсидиан. Архитекторы, скульпторы и художники создают по заказам могущественных правителей и жрецов свои творения: многоцветные фрески Бономпака, башнеобразные храмы Тикаля, суровые образы царей и богов на стелах Йашчилана и Пьедрас-Неграс, Копана, и Киригуа".

     (Валерий Гуляев"  "Тайны древних городов").

    Интенсивное развиваться государства, что соответствует теории этногенеза, произошло в 7 веке  при правлении  короля Пакаля Великого (Кинич-Ханаб-Пакаль I).  Надпись на крышке саркофага, где похоронен правитель,  гласит, что Пакаль родился в 603 (?) и умер в 683. Царствовал Кинич-Ханаб-Пакаль I ("Пылающий Цветочный Щит") сын Желтой Попугаихи и Ягуара  с  615 (?) по 683 гг.

    В его правление произошло строительство дворца правителя.

    Дворцовый комплекс Паленке был возведен на искусственной насыпной платформе высотой 10 м. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были украшены рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные.  Украшает дворец необычная для майской архитектуры пятиэтажная башня.  Она, вероятно, служила астрономической обсерваторией, на верхнем этаже сохранилась каменная скамья, на которой  сидел жрец-астроном изучавший небесные святила.

  • Царский дворец в Паленке.

  • Скульптуры майя.  Андропологический музей в Мехико.  Фото Лимарева В.Н.

    Во время правления Паскаля Великого были одержаны победы над многими врагами, и гегемония Паленке была признана если не всеми майскими городами, то большинством.

      В августе 659 года Паскаль Великий одержал крупную победу над своими противниками.

    «Имена пленников Ханааб Пакаля указывают, что ему противостояла широкая коалиция, включавшая, по меньшей мере, три крупных политических центра: Вак'ааб (Санта-Елена-

    Баланкан), Пипа' (Помона или, по мнению А.В.Сафронова, Эль-Ареналь) и Йокиб/К'ина'(Пьедрас-Неграс).

    (Виктор Талах:« Хрониках Баакульских Владык»)

    В честь этой победы был устроен, согласно надписи в Храме надписей»,  праздник с жертвоприношением.

    Затем хроники свидетельствую о подвигах  Паскаля Великого, о том, что эта победа не привела к окончанию войны.  

     В декабре 662 г. состоялся поход войск Баакуля в область Санта-Елена, приведший, по всей видимости, к возвращению этого царства под контроль Ханааб Пакаля. Военные действия Пьедрас-Неграс против Санта-Елена, перешедшего в число союзников Паленке, продолжались до конца 664 г.

     

    (Виктор Талах: « Хрониках Баакульских Владык»)

     

    После смерти  Паскаля Великого в 683 году на троне воцаряется его сын Кинич-Кан-Балама II (684-702 гг.), который воздвигает Паскалю Великому усыпальницу – достойную Великого правителя. 

  • Гробница майского царя Пакаля.

  • Он довершает объединение государств под гегемонией  Бакаля (Баакуля).

    В 687 году Кинич-Кан-Балам II одержал победу над царём Попо (Тонина) и взял его в плен. О том, что были военных действия между Бакалем и Попой  сообщают хроники и в 692 и 695 гг.

    Но объедение государств под эгидой Паленке  неустойчиво,  хроники сообщают о том, что существуют  территории неподконтрольные Паленке, с которым ведутся войны.

    Но все же время после смерти Паскаля Великого  это мирное созидательное время. Расцветает торговля на всей территории контролируемой майя. Корабли майя достигают совренного США и Южной Америки. В это время ведутся научные изыскания, строятся и перестраиваются дворцовые и храмовые комплексы, расцвело искусство.

  • Торговые пути майя в Мезоамерике.

  • «При Кинич-Кан-Балам II было написано большинство мифологических и династических текстов Паленке, являющихся важным источником по религиозно-мифологическим представлениям древних майя».

    Окно с символом Бога Ветра.  Дворец в Паленке. Фото Лимарева В.Н.

    («История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)

    Наивысший рассвет Паленке продолжается  конец 7 века и весь 8 век.

    "692 г. - 10 января этого года Кан-Балам завершает строительство  и освящает три храма в "Группе Креста": Вак-Чан-Ахав ("Царь Шестого Неба", известный археологам как Храм Креста), Каналь-Нах ("Маисовый Дом" - Храм Лиственного Креста) и Кинич-Пасах ("Опаляющий Восход" - Храм Солнца), а 18 марта Кан-Балам празднует окончание 20-летнего календарного цикла и воздвигает стелу.

    720 г. - завершено строительство дворца Кальхун Нах ("Дом Повязания Короны"), в котором короновались правители Бакаля.

    к736 г. - освящается храм Хуш-Хололь-Бак-Чеен - святилище Уне-Кавииля, а также освящается окиб - каменный трон-постамент, на котором была изображена коронация Акуль-Мо-Наба III.

    764 г. - на трон вступает младший сын Акуль-Мо-Наба III Кинич-Кук-Балам II. В период его правления Бакаль испытывает расцвет: создаётся "Панель 96 иероглифов", а в 770-780 гг. перестраивается дворец, в котором расширяется южная часть дворца и сооружается башня".

    («История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)

    Социальная лестница майя.  (Схема)

    Социальная лестница майя. Андропологический музей в Мехико.  Фото Лимарева В.Н.

  • главная