Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Майя в фазе подъем (молодость) (Эль-Петен).

 

Города майя в Мексике, Гватемале, Белизе, Гондурасе (карта)
Эль-Петен. Фото Лимарева В.Н.

Молодость цивилизации Майя 1-4 век н.э.

Археологическая зона Якношан (город майя в Эль-Петене)  Фото Лимарева В.Н.

 «Эль-Петен  - это название, данное региону, покрытому обширными болотами,  джунглями и  саваннами, последи которого протянулась цепочка озер; здесь также есть пастбища, окруженные высокими тропическими лесами.  Именно здесь у народа начинают проявляться характерные черты  их культуры, которая определяется как культура майя…Тикаль и Уашактуна (т.е. Петен в Гватемале)  был местом зарождения этой цивилизации».

(Виктор  Фон Хаген: «Ацтеки, майя, инки»)

«Важнейшей рекой майской истории является река Усумасинта. По обеим её берегам простирается столь же знаменитый  дикий и непроходимый девственный лес. К области джунглей  и бассейне Усумасинты  прилегает так называемый Петен, небольшое  и не высокое плато, на котором в 1 или 2 веке возник каменный город индейцев майя».

(М. Стингл: «Тайны индийских пирамид»)

Цивилизация сапотеков это цивилизация горных долин. Развиваясь, сапотеки осваивали  долины гор Сьерра–Мадре, а так же Поперечной вулканической Сьерры.  Они несли с собой знания по организации хозяйственной деятельности и прежде всего  по производству сельхозпродукции. Сапотеки хорошо освоили  технологию выращивания кукурузы и овощей  в горной местности,

Обосновавшись в районе Эль-Петен, они в верхнем и среднем течение реки Усумасинты создали принципиально новую технологию производства сельхозпродукции. Так называемую выращиванию сельхозпродукции на приподнятых заливных полях.

«Индейцы в болотистой местности делали насыпи и каналы. Эти «приподнятые поля» располагалась вдоль рек на заливаемой рекой территории во время паводка. Эти каналы часто завершались у болот.  Во время весенних паводков поля заливались водой, и, после ухода воды, на полях оставался плодородный ил. После того как вода спадала на удобренной земле сажали овощи и кукурузу. Каналы же служили и удобными путями для перевозки сельскохозяйственной продукции с полей на лодках».

Благодаря новым технологиям расцвел город Тикаль, контролирующий регион Эль-Петен.

  • Саптекский город Тикаль у истоков майской цивилизации.



  • Река  Усумасинта во время разлива. Фото Лимарева В.Н.

     

    В  3-4 веке контроль над регионом Эль-Петен перешел к  местной майской  элите. Безусловно, приход к власти местных вождей после ослаблении  Империи сапотеков, внес существенные коррективы в  религиозно-мистические представления индейцев. В соответствии с мировоззрением индейцев майя жречество сформировало религиозно-мистическое учение и  соответственно ритуалы. Это привело к формированию новых художественных вкусов, формированию высокого искусства майя.

    Протоклассический период  (100-200 годы н.э.)

    Переходный период , во время которого майя экспериментирует новую систему письменности и дат Длинного счета, характеризирующегося первыми полихромными керамическими изделиями и большими переменами власти в ритуальных центрах.

    Ранний классический период  (200-600 годы н.э.)

    Майя создают собственную религию. Культ ахау (правителя) достаточно сильный, а династический род и генеалогия документированы на резных стелах в Тикане, Паленке, Ясчилане и Копане. Торговые пути расширяются до Теотиакана, в Центральную Мексику и на юг до Коста-Рике.  Возникают частые конфликты, перерастающие в войну. Город –государство Тикать доминирует.

    (Чичен-Ица, путеводитель. Издательство  Imvfgine Universale, 2006 год)

    Обезглавленная статуя в майском городе Якношан. Мексика.  Фото Лимарева В.Н.

    В этот болезненный период индейской истории, когда дочерняя  цивилизация  майя замещала родительскую цивилизацию сапотеков,  шли, вероятно,  бескомпромиссные  схватки  между старой и новой элитой, многочисленные войны. Но  до нас доходят только скупые свидетельства об этом периоде. Это, как пример, обезглавленная статуя из древнего  майского города Якношан, что стоит реки Усумасинта.

    В 377-378 гг. старая династия была свергнута и Власть захватила новая группа знати, которая принесла новую идеологию, новый стиль в искусстве и почитала богов из Теотиуакана.  Сиях-Как ("Был рожден Огонь") стал верховным правителем всего Петена с титулом каломте (воитель).

    («История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)

    Лимарев В.Н.  на река  Усумасинта.  Фото Лимаревой Елены.

  • главная