Лимарев В.Н.
Майя в фазе подъем (молодость) (Эль-Петен).
Молодость цивилизации Майя 1-4 век н.э.
«Эль-Петен - это название, данное региону, покрытому
обширными болотами, джунглями и саваннами, последи которого протянулась
цепочка озер; здесь также есть пастбища, окруженные высокими тропическими
лесами. Именно здесь у народа
начинают проявляться характерные черты их культуры, которая определяется как культура
майя…Тикаль и Уашактуна (т.е. Петен в Гватемале) был местом зарождения этой цивилизации».
(Виктор Фон Хаген: «Ацтеки, майя, инки»)
«Важнейшей рекой
майской истории является река Усумасинта. По обеим её
берегам простирается столь же знаменитый
дикий и непроходимый девственный лес. К области джунглей и бассейне
Усумасинты прилегает так называемый
Петен, небольшое и не высокое плато, на
котором в 1 или 2 веке возник каменный город индейцев майя».
(М. Стингл: «Тайны индийских
пирамид»)
Цивилизация сапотеков это цивилизация горных долин. Развиваясь, сапотеки
осваивали долины гор Сьерра–Мадре, а
так же Поперечной вулканической Сьерры. Они
несли с собой знания по организации хозяйственной деятельности и прежде
всего по производству сельхозпродукции. Сапотеки
хорошо освоили технологию выращивания
кукурузы и овощей в горной местности,
Обосновавшись в районе Эль-Петен, они в верхнем и среднем течение реки
Усумасинты создали принципиально новую технологию производства сельхозпродукции.
Так называемую выращиванию сельхозпродукции на приподнятых заливных полях.
«Индейцы в
болотистой местности делали насыпи и каналы. Эти «приподнятые поля»
располагалась вдоль рек на заливаемой рекой территории во время паводка. Эти
каналы часто завершались у болот. Во
время весенних паводков поля заливались водой, и, после ухода воды, на полях
оставался плодородный ил. После того как вода спадала на удобренной земле сажали овощи и кукурузу. Каналы же
служили и удобными путями для перевозки сельскохозяйственной продукции с полей
на лодках».
Благодаря новым технологиям расцвел город Тикаль,
контролирующий регион Эль-Петен.
В 3-4 веке контроль над регионом Эль-Петен
перешел к местной майской элите. Безусловно, приход к власти местных
вождей после ослаблении Империи
сапотеков, внес существенные коррективы в
религиозно-мистические представления индейцев. В соответствии с мировоззрением
индейцев майя жречество сформировало религиозно-мистическое учение и соответственно ритуалы. Это привело к
формированию новых художественных вкусов, формированию высокого искусства майя.
Протоклассический период
(100-200 годы н.э.)
Переходный период
, во время которого майя экспериментирует новую систему письменности и
дат Длинного счета, характеризирующегося первыми полихромными керамическими
изделиями и большими переменами власти в ритуальных центрах.
Ранний
классический период (200-600 годы н.э.)
Майя создают собственную религию.
Культ ахау (правителя) достаточно сильный, а
династический род и генеалогия документированы на
резных стелах в Тикане, Паленке,
Ясчилане и Копане. Торговые
пути расширяются до Теотиакана, в Центральную Мексику
и на юг до Коста-Рике. Возникают частые конфликты, перерастающие в
войну. Город –государство Тикать доминирует.
(Чичен-Ица, путеводитель. Издательство Imvfgine Universale,
2006 год)
В этот болезненный период индейской истории, когда дочерняя цивилизация майя замещала родительскую цивилизацию сапотеков, шли, вероятно, бескомпромиссные схватки между старой и новой элитой, многочисленные войны. Но до нас доходят только скупые свидетельства об этом периоде. Это, как пример, обезглавленная статуя из древнего майского города Якношан, что стоит реки Усумасинта.
В 377-378 гг. старая династия была
свергнута и Власть захватила новая группа
знати, которая принесла новую идеологию, новый стиль
в искусстве и почитала богов из Теотиуакана.
Сиях-Как
("Был рожден Огонь") стал верховным правителем всего Петена с титулом каломте
(воитель).
(«История города Паленке
Лакамха царства Бакаль»)
главная