Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Самопожертвование во имя благополучия народа или жертвоприношение у народа майя.(1-12 век н.э.)

Правитель. Антропологический музей в Мехико. Раздел майя. (Фото Лимарева В.Н.)

Религия имела для народа майя определяющую роль в их жизни.  Жрецы пользовались огромным влиянием не только на народ, но и на знать. Они были посредниками между потусторонним и реальным миром. Их задачей была, осуществляя религиозные церемонии и ритуалы, задобрить потусторонние силы. При этом ключевую роль  играли в ритуалах человеческие жертвоприношения. При  поклонении богам практиковалось преподношение даров и самопожертвование. Во время самопожертвования богам преподносилась кровь или даже жизнь.
Как видно из научных изысканий, грани между добровольным пожертвованием и принудительным приношения жертвы богам  не существовало, так как было высоко самосознание   народа. И подчас человек, которому предстояло быть преподнесенным в жертву богам, считал это высокой честью и сознательно готовился к встрече с богами в потустороннем мире.

Религия сплачивала  народ и определяла приоритетом для всех людей самосохранение этноса. Отдать жизнь во имя блага общества, принести себя в жертву во имя процветания цивилизации готовы были многие, если не все жители Майской цивилизации. 

Момент ритуальных действий. Город майя Ячшилан. (Фото Лимарева В.Н.)

Правители приносили в жертву свою кровь; для пускания крови делались надрезы на ягодицах и других чувствительных частях тела. Об подвиге самопожертвования  правителя воздвигались стелы с барельефом на котором показывали момент пускания крови правителя.

Надрез на ягодицах правителя для получения жертвенной крови. Город майя Ячшилан. (Фото Лимарева В.Н.)

«На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств – будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий.

Во время обряда кровопускания на центральной площади города собирались тысячные толпы людей, включая танцоров, музыкантов, воинов и знать. В кульминационный момент церемониального действа появлялся правитель, часто с супругой, и шипом растения либо обсидиановым ножом пускал себе кровь, делая разрез на пенисе. Одновременно жена правителя прокалывала себе язык. После этого они пропускали через раны грубую веревку из агавы, чтобы увеличить кровотечение. Кровь капала на полоски бумаги, которые затем сжигались на костре. Из-за потери крови, а также под воздействием наркотических веществ, голодания и прочих факторов участники ритуала прозревали в клубах дыма образы богов и предков» На семьи правителей возлагалась обязанность проводить обряд кровопускания при каждом важном событии в жизни городов-государств – будь то освящение новых зданий, наступление посевной страды, начало или завершение военной кампании. По мифологическим представлениям майя, человеческая кровь питала и укрепляла богов, которые, в свою очередь, давали силу людям. Считалось, что наибольшей магической силой обладает кровь языка, ушных мочек и гениталий".

За пределами внимания остается самоотверженный труд жителей по возведению грандиозных религиозных центров. Великие стройки мобилизовывали население на решение грандиозных задач.

 Великие стройки  вместе с праздниками и торжественными церемониями посвященными богам делали жизнь индейцев духовной, эмоциональной и осмысленной.

За пределами внимания остается самопожертвование и героизм воинов майя, защищавших свой народ и ведших завоевательные войны.

Государство Майя руководимое кастой жрецов, жило как единый живой механизм  и никому не приходило в голову обвинить жрецов в излишней жестокости при принесении жертв.  Жертвы, перемалываемые колесами государственной машины, уходили в потусторонний мир с полной уверенностью, что  они переходят из мира людей в мир богов. Уходили в потусторонний мир торжественно.

Нужно отметить, что цивилизация майя, как и прочие цивилизации прошла все стадии развития: от возникновения в 1 веке до эры до естественной гибели в 12 веке и наивысшей рассвета достигла где-то 6-9 веке н.э.

(согласно утверждению исследователя Томпсона период расцвета майской цивилизации 625-800 г н.э.).

И нет основания утверждать, что все жертвенные церемонии в полном объеме проводились как в период подъема цивилизации, так и  во время его упадка.

Именно в период наивысшего расцвета происходила наибольшая концентрация общества вокруг своих правителей и наиболее торжественными были праздники посвященные богам и наиболее пышными церемонии.

Но в религиозных церемониях все-же главным было кровопускание, а не принесение человечесих жертв богам.

На закате маййской цивилизации лавным религиозным цетром стал Чичен-Ица

В Чичен-Ица стекались на праздничные церемонии представители всех майских городов Юкатана. И стал он таковым после покорения майя чичимеками (тольтеками) в 9-10 веке.  Города  майя на полуострове Юкатан стали вассалами  тольтеков. Завоевавшие майя тольтеки, в религиозных церемониях,  культ человеческого жертвоприношения сделали  главным. Жертвоприношения у майя изначально не были столько явно выражены и массовыми, какими они стали при подчинении майя тольтекам.

Прибывшие на религиозные празднества люди располагались в крытых помещениях, специальных гостиницах, которые археологи назвали «Тысяча Колонн».  Сейчас  это колоннада, непосредственно примыкающая к площади и храмовому комплексу, который включает в себя Храм Воинов, пирамиду Кукулькана. Религиозные постройки: Храм Венеры, Храм Орла.

А так же площадку для  игры в мяч, и пирамиду черепов (Цомпантли). В некотором отдалении находится священный колодец, путь к которому от пирамиды Венеры. 

 На этой площади  происходили общенациональные торжественные мероприятия символизирующие единение народа в своем почтении могущественным богам.

Там происходило  обращение жрецов к богам от имени всего народа, ритуальные игры в мяч и принесение жертв могущественным покровителям народа майя.

Одна из церемоний принесения жертвы богам  состояла в том, что людей бросали в священный колодец.

Священный сенот (колодец). Место для ритуальных действий. Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

Кандидатов  на роль главного героя этой церемонии готовили заранее. Одетые  в роскошные одежды и обвешанные драгоценностями  они в составе торжественной процессии приходили в специальные помещения, где их, по мнению исследователей, одурманивали наркотическими средствами.  Вследствие этого,  перед финалом церемониального действия – утоплением, они ощущали себя в фантастическом мире богов, и выход их перед публикой можно было сравнить с восторгом актера, которому рукоплещет многочисленная публика. Перед тем как отправить к богам, жертв, вероятно, представляли народу на постаменте храма Венеры,  и затем торжественная церемония шла к колодцу (священному сеноту).

На специальной площадке перед колодцем, после проведения необходимых  церемониальных действий, жертву брали за руки и ноги и бросали в священный колодец, в мир, где обитали Боги.

Храм Воинов. Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

Другой ритуал производился на возвышенной площадке Храма Воинов. Там жертвам вырывали сердце, чтобы преподнести его кровожадным богам. Кто был жертвой в этой церемонии не совсем ясно, возможно богам приносили в жертву сердца побежденных врагов, но это не однозначно, слишком высока честь для побежденных. Могли в жертву приноситься захваченные в плен вожди непокорных племен.

Вырезали сердце жертвы на специальном постаменте  – столе (жертвенном камне) в  виде лежащего человека (посланца богов  Чак-Мооля). В настоящее время  на площадке Храма Воинов установлен этот жертвенный камень.   В давние времена, жрец, орудуя каменным ножом, перед заполнившими площадь тысячами зрителей производил эти ритуальные действия.

Наиболее зрелищным был ритуал «игра в мяч», аналог современного баскетбола. Там игроки двух противоборствующих команд сражались за право быть принесенными в жертву богам.

Две противоборствующие команды боролись за мяч; овладев мячом, они стремились передать мяч своему капитану, стоящему на возвышенной площадке перед кольцом, и тот должен был попасть в кольцо.

Игра в мяч, где мяч символизирует Солнце. Город майя Ячшилан. (Фото Лимарева В.Н.)

Если судить по предполагаемым правилам игры: мяч можно было забить только локтем или коленом или туловищем, что было  трудно.

После того как мяч проходил через кольцо, игра прекращалась, и выигравшая команда получала честь быть обезглавленной.

Вероятно, ритуал обезглавливания происходил тут же с использованием для этой цели Храма Орлов. Игроки проигрышей команды обезглавливали игроков выигравшей команды на жертвенном камне.

Храм Орлов. Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

Головы игроков победившей команды выставлялись на всеобщее обозрение на Цомпантили (пирамиде черепов). Где головы постепенно превращались,  благодаря деятельности муравьев питавшихся человеческими останками, в черепа.

Цомпантили (пирамиде черепов). Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

Когда испанцы увидели эти пирамиды черепов, то возникла легенда о кровожадности индейцев, имевшая серьезные последствия для народа майя. У испанцев были мотивы для проведения репрессий против местного населения.

Были ли кровожадными майя?  Думаю, что не более чем другие народы. Во время ритуальных действий гибло не так уж много населения. Куда более кровожадными были древние китайцы или римляне.

Но майя, в отличие от упомянутых народов, считали, что стоит жить и бороться ради того, чтобы твоя голова украсила пирамиду черепов, и ты, при этом, возносишься к самим богам. Считали что первым и главным в их жизни, ни личное благополучие, а служение своему народу и во имя его благополучия приносили в жертву свое тело. 

Вернемся к игре мяч.

Игроки в мяч во время ритуала обезглавливание. Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

Площадки для игры в мяч обнаружены во многих городах майя, но самая грандиозная с барельефом показывающим обезглавливание, находится в Чичен -Ице. Возможно, в период расцвета цивилизации, только в Чичен-Ице происходил ритуал обезглавливания. На остальных площадках проводилась тренировка команд  претендующих на участие в главном церемониальном действие в Чичен-Ице.  Это право получала не каждая команда, а только достойные боролись за право быть представленными богам.

Как и другие цивилизации, цивилизация майя переживала и период раздробленности, когда каждый город считал себя независимым и местные жрецы организовывали церемониальные действия с жертвоприношением.  В период же единения  выделился главный религиозный центр  в Чичен-Ице.

Существует версия, что обезглавливали не игроков выигравшей команды, а подставных лиц их числа пленников. Такое могло быть во время упадка цивилизации майя. Именно тогда, когда собственная жизнь стала считаться ценностью, и её стали беречь наступил упадок цивилизации. Когда общество распадается на индивиды – общество неизбежно ожидает гибель.

Общество майя было обществом, где личностями были жрецы и частично знать. Жрецы были хранителями знаний, ученой элитой,  организующей силой общества и руководителями церемониальных действий.

Касательно простого народа, то они обслуживали правящую элиту. Их задача была самоотверженно трудиться  во благо общества и при необходимости не задумываясь отдавать свою жизнь во имя процветания своего народа.

Орел и Ягуар пожерающие человечину. Барельеф на храме Орлов. Чичен-Ица. Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

  • главная