Фаза Росарио. Книги писателя Лимарева В.Н.

Фаза Росарио.

 

В течение периода 700 – 500 г. до н. э., известного как фаза Росарио, организация Долины Оахаки начала напоминать то, что антропологи назвали максимальное вождество или сложное вождество. Поселения в таком обществе распределены по трем уровням иерархии.

На вершине иерархии мы видим деревню верховного вождя, обычно самое крупное и наиболее легко защищаемое поселение региона. На втором уровне иерархии мы видим несколько среднего размера деревень, каждой из которых руководит младший вождь – часто доверенный родственник, который выполняет приказы верховного вождя.

На третьем и самом нижнем уровне мы видим маленькие деревушки, вожди которых подчиняются младшему вождю более крупной деревни, находящейся поблизости.

 

Посуда в домохозяйствах различных уровней отличается по качеству.

Домохозяйства высокого статуса имеют более высокий процент мисок и чаш, особенно декорированных чаш серого цвета с хорошей полировкой. Домохозяйства с более низким статусом имели более высокий процент кувшинов и других сосудов для хранения желтовато-серого цвета, особенно грубо изготовленных коричневых и темно-желтых изделий.

 

В фазу Росарио население долины испытало существенный прирост, сопровождавшийся заселением земель, никогда прежде не возделывавшихся. Теперь в долине располагалось от 70 до 85 сообществ. Экспансия все еще шла в соответствии со старой стратегией расселения: быстрое увеличение количества мелких деревень, которые оставались в пределах короткого перехода от более крупных поселений, из которых вышли их основатели.

Похоже на то, что ирригация сделала возможной эту экспансию, поскольку 80% всех поселений фазы Росарио располагались в пределах 500 м от орошаемых земель.

 

По нашим оценкам, эти 70-85 сообществ содержали минимум 3500 человек, и нас не удивило бы, если бы будущие раскопки показали численность населения фазы Росарио в 4000 или больше. Даже те места, где на поверхности обильно встречаются осколки декорированной тонкой серой керамики, имели численность населения около 1800 человек. Мы полагаем, что последняя цифра дает представление о расселении знатных родов, поскольку большие площади низкостатусных жилых зон имеют меньшее число декорированных серых осколков на поверхности земли.

 

Вождества могут временами сталкиваться из-за ресурсов, таких, как хорошая земля. Однако, большая часть вождеств не располагает человеческими ресурсами или политической структурой, чтобы завоевать и удержать чужие земли. Таким образом, они могут удовлетвориться сжиганием конкурирующей деревни, разрушением ее храмов или Мужских Домов, убийством ее вождя, а потом возвращением домой, чтобы там пытать или принести в жертву нескольких пленных.

Именно эту разновидность рейдов отражают свидетельства фазы Росарио. Куски обожженной глиняной обмазки обнаруживаются на поверхности в местах поселений фазы Росарио в семь раз чаще, чем в типичных поселениях Долины Оахака. Такие куски появляются тогда, когда жилища-мазанки или храмы сжигаются, например, во время рейдов. Дальше в этой главе мы увидим пример целенаправленно сожженного храма, а также резное изображение принесенного в жертву пленника.

 

Карта
Долины Оахака для фазы Росарио

Карта Долины Оахака для фазы Росарио, наложенная на карту классов с/х земель. Выделяются три рукава, три субдолины: слева вверху Этла, слева внизу Валье Гранде, справа Тлаколула

В вождествах с высоким уровнем рейдов деревни иногда защищают палисадами из деревянных столбов. В более поздние периоды в Оахаке, некоторые деревни переместились на вершины холмов и построили укрепления в виде каменных стен. На самом деле, одна деревня фазы Росарио могла уже обзавестись защитной стеной в этот период времени. Эта деревня в нижней части гор к западу от Сан Хосе Моготе была расположена так, что могла отслеживать движение в долину или из долины вдоль старой дороги между регионом Этла и долиной Ночистлан.

 

Рейды влияют на размещение поселений в том числе и тем, что вынуждают людей покидать регионы, которые нельзя защитить. Часто между враждующими вождествами развивается буферная зона, или «ничья земля». Такая зона, кажется, возникла в месте соединения субдолин Валье Гранде, Этла и Тлаколула в фазу Росарио.

Между самой южной деревушкой субдолины Этла и ее ближайшими соседями в Валье Гранде образовался зазор шириной 9.2 км. Даже еще более крупный зазор отделил самую западную деревушку субдолины Тлаколула от ее ближайших соседей в регионе Этла или Валье Гранде. На 80 км² этой ничейной земли не было обнаружено ни одного поселения фазы Росарио. Несмотря на то, что здесь в изобилии имелась хорошая для возделывания земля, эта область, похоже, была оставлена в качестве буфера между тремя соперничающими вождескими обществами.

Наибольшее число поселений группируется в прямой близости от самого крупного поселения долины Сан Хосе Моготе, в то время как большие участки плодородной почвы в других частях долины продолжают оставаться незанятыми.

 

Зная дальнейший ход истории, мы находим значимым тот факт, что эта незанятая земля включала священную гору, которую мы сегодня знаем как Монте Альбан (в дальнейшем - древнейший городской центр долины и столица сапотекского государства).

Долина Оахака делится на три рукава, три субдолины: Этла, Тлаколула и Валье Гранде. В фазу Росарио наиболее многочисленным и экономически благополучным было населения субдолины Этла, насчитывавшее, вероятно, 2000 человек. В субдолине Тлаколула проживало 700 – 1000 человек, столько же в Валье Гранде. Несмотря на разницу в численности населения, три рукава долины имеют определенное  сходство. В каждом рукаве, видимо, имелась одна главная группировка поселений, сконцентрированных вокруг большой деревни. В каждом рукаве на окраине также имелась деревня площадью 3 га, расположенная так, чтобы контролировать границу.

В рукаве Этла 18-23 деревни были сосредоточены вокруг Сан Хосе Моготе, в то время как Уитцо охранял северную границу. В субдолине Тлаколула, 10-12 деревень группировались вокруг поселения Йегуих, а Митла-Шаага охраняла восточную границу. В Валье Гранде, 10-12 деревень группировалось вокруг Тилькахете, а поселение Тлапакойян охраняло южную границу. Наконец, в центре долины мы находим вышеупомянутую буферную зону, селиться в которой было, очевидно, слишком рискованно.

 

Один из наиболее важных признаков появления вождества – это потеря автономии деревень. Большой Человек на Бугенвиле может наказывать членов собственной деревни за отказ в помощи при организации праздника или сооружении ритуальной постройки. Однако, жителям соседних деревень он приказывать не может; он может получать помощь от других сообществ только в обмен на плату. И только тогда, когда ряд отдельных деревень начнет повиноваться такому лидеру, его можно будет назвать главой минимального вождества.

Наша задача, таким образом, состоит в том, чтобы обосновать фактами потерю деревенской автономии. Наше внимание мгновенно привлекает Сан Хосе Моготе и 12-14 более мелких сообществ вокруг него. Последние окружают Сан Хосе Моготе, как луны, крутящиеся по орбитам вокруг звезды – 70-га солнце с крошечными спутниками, пойманными его гравитационным полем. Между 1400 и 1150 г. до н. э., лидеры Сан Хосе Моготе привлекли в свою деревню более чем 170 человек. Между 1150 и 850 г. до н. э., они убедили более 1000 человек остаться в радиусе 8 км.

Большая несоразмерность между Сан Хосе Моготе и его сателлитами касается не только занимаемой площади. Сан Хосе Моготе имел ряд общественных зданий, каких не было в меньших поселениях.  На протяжении ранней фазы Сан Хосе, эти сооружения состояли главным образом из покрытых побелкой Мужских Домов; в позднюю фазу Сан Хосе, однако, в центре деревни началось беспрецедентное строительство.

 

Наиболее заметная достопримечательность в Сан Хосе Моготе – это Маунд 1, видоизмененный естественный холм, который возвышался над остальной частью деревни. На протяжении фазы Росарио наиболее важные общественные здания размещались на этом холме, что делало их заметными с большего расстояния, но также, возможно, это ограничивало доступ к этим зданиям для жителей деревни с более низким статусом.

 

Храм
в Сан Хосе Моготе.

Храм в Сан Хосе Моготе. Также показаны 4 сосуда, найденные под углами храма

Под каждым углом пола в храме Сан Хосе Моготе был закопан большой сосуд для подачи еды – полированные коричневые сосуды под северо-восточным и юго-западным углом, полированные серые сосуды под северо-западным и юго-восточным углом. Эти большие сосуды, которые могли вмещать еду для многих участников обряда во время торжественного открытия здания, очевидно, были закопаны как посвятительные приношения. На полу храма лежала сломанная обсидиановая имитация шипа ската для ритуального кровопускания, отщепленная от большой пластины импортированного обсидиана.

 

У его восточного входа  цитадели Сан Хосе Моготе лежала горизонтальная каменная плита, названная Монумент 3, и служившая в качестве порога. Любой входивший в коридор неизбежно ступал на фигуру, вырезанную на верхней поверхности этой плиты. Резьба изображала обнаженного мужчину, неуклюже распростертого на спине, с открытым ртом и закрытыми глазами. Сложный мотив из завитков показывает нам, в каком месте его грудь была вскрыта, чтобы извлечь сердце в процессе жертвоприношения. Похожий на ленту поток крови тянется от этих завитков к краю монумента, заканчиваясь двумя мотивами, которые заворачиваются вокруг края плиты. Эти два мотива, каждый из которых состоит из круга и треугольника, представляют стилизованные капли крови. В позднейшие периоды, этот же мотив будет вырезаться на ступенях храмов, где выполнялись жертвоприношения.

Между ступнями этой злополучной жертвы расположены два иероглифа – точка, которая означает цифру «1», и глиф, означающий слово Шоо, или «Землетрясение», название 17-го дня в сапотекском ритуальном календаре. Опираясь на наши знания об исторических сапотеках, мы можем предположить, что это было личное календарное имя жертвы – «1 Землетрясение» - взятое по 260-дневному календарю.


Монумент
3 из Сан Хосе Моготе.
Монумент 3 из Сан Хосе Моготе, вид сверху и сбоку. Первое свидетельство письменности. Длина монумента 1.45 м

Монумент 3 позволяет сделать следующие заключения по фазе Росарио.  260-дневный календарь, несомненно, к этому периоду уже существовал.  

Изображение проясняет тот факт, что жертвоприношения в фазу Росарио не ограничивались пусканием собственной крови с помощью шипов ската; теперь они включали человеческие жертвоприношения путем вырезания сердца.  Поскольку изображен обнаженным и даже лишенным любых украшений, которые он мог носить, то можно предположить, что это резное изображение пленника.  К 600 г. до н. э. уже появилась хорошо известная для сапотеков схема набегов, сожжения храмов и взятия в плен врагов для последующего жертвоприношения. Многие позднейшие мезоамериканские народы, включая майя, устанавливали резные изображения побежденных врагов там, где их можно было буквально и метафорически попирать ногами.

В конце мы отметим, что верховному вождю Сан Хосе Моготе было недостаточно художественно изобразить своего побежденного и принесенного в жертву соперника: он должен был добавить календарное имя жертвы. Как и многие другие образчики фазы Росарио, этот первый пример сапотекского письма.



Источник - Joyce Marcus, Kent V. Flannery « Zapotec civilization: how urban society evolved in Mexico's Oaxaca Valley»

  • главная