Сапотеки в фазе подъем (молодость).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Сапотеки в фазе подъем (молодость).

Фаза подъем 6-3 век до н.э.

Что соответствует по принятой классификации эпохе Монте-Альбан 1 (500 - 200 гг. до н.э.).

«Происходит возникновение и становление сапотекского государства в долине Оахака. В этот период было покрыто резьбой, посвящённой военной тематике, свыше 300 каменных монументов». 

Долина Оахака (Мексика) в конце 1 тыс до н.э.(карта)
Вид с платформы  на которой расположена археологическая зона Монте-Альбан

 В 6 веке протосопотеки из города Сан-Хосе-Моготе (цивилизация Росариo)  объединяют под своей властью всю долину  Оахака. На завоеванных территориях происходят преобразования. Эти преобразования касаются не только общего уклада жизни, но и внедряются прогрессивные методы ведения хозяйствования и прежде всего выращивания кукурузы и других культур.

Сапотекская стела с ягуаром

Протосопотеки основывают новый город Монте-Альбан  (протосапотеки  назвали город  Дхауя куч-о-Дауякач - "Холм священного камня") в стратегически удобном месте (недалеко от современного города Оахака).  В окрестностях города они организовали террасное земледелие  и стали создавать оросительную систему.  Благодаря плодородным землям обилию древесины, воды, глины, сланца, соли и известняка город стал активно развиваться.

Изначально, по крайней мере, до 4 века власть в городе принадлежала касте жрецов выходцев  из города Сан-Хосе-Моготе. Но затем власть перешла к собственно сапотекам, этносу, возникшему в результате ассимиляции ягуарьими индейцами, местного населения. Пришедшая к власти новая элита общества произвела преобразования, прежде всего в религиозной области, формируя при этом новую мировоззренческую платформу общества.

В это время произошло естественное замещение дочерней цивилизацией Монте-Альбан родительскую Сан-Хосе-Моготе (цивилизация Росариo).

Согласно утверждениям исследователей, божественный пантеон у сапотеков был следующим:

«Согласно историческим источникам, у сапотеков было большое число божеств, связанных как с природными стихиями, так и различными сферами жизни людей. Верховного бога, не имевшего конца и начала, создателя всех божеств, господина воздуха и восхода, звали Коки-Шее (Coqui-Xee) или Пихе-тао (Pije-tao). Бог Копихча или Гобича был ответствен за рождение дня и поглощение влаги. Косихо считался господином молнии и дождя, Кособи — богом пищи и маиса, Пекала или Бекала — богом сна, любви и сладострастия, Шоо — богом землетрясений, Зии — богом несчастья и нищеты. Сапотеки верили, что боги Косаана и Кочаана (или Нохуичана) создали людей и животных; они были покровителями рожениц, охотников и рыбаков. Боги смерти считались хозяевами ада. Были также боги болезней и медицины, войны, богатства и торговцев, охоты и рыбной ловли.
Некоторые из божеств идентифицируются на древних погребальных урнах. На них часто представлен Косихо, опознаваемый по маске, на которой видны резцы и змеиный раздвоенный язык, а также Бог-Ягуар, Бог-Летучая мышь, Кетцалькоатль с маской челюсти змеи, Шипе Тотек — бог весны и ювелиров (его атрибутом была наброшенная на плечи кожа, снятая с человека)».(Энциклопедический словарь)

В этом пантеоне не нашлось места Богу ягуару, вероятно в условиях высокогорья он стал второстепенным  богом давно, а во время становления цивилизации сапотеков был окончательно забыт.

В одной из найденных стел ягуар есть, но это, вероятно, древняя стела, стоящаяся к цивилизации Сан-Хосе-Моготе.

«Новая религия принесла идею "божественного предка", оставшегося в далекой северной пещере-прародине. Образ этого предка и запечатлевали древние сапотеки в урнах, выполнявшихся в виде "сидящих фигур", которые помещались внутри ниш в стенах погребальных камер. Сама ниша выполнялась в виде креста, напоминая знак пещеры ольмеков. Внутри ставилась полая фигура сидящего со скрещенными ногами человека с открытым ртом и даже с высунутым языком. В некоторых случаях мастера придавали лицу индивидуальные портретные черты.  (Ангус Мак Брайд

Захоронение индейца. Музей андропологии. Мехико. Фото Лимарева В.Н.

В этот период сапотеки уже имели свою письменность и пользовались календарем.

Город  Монте-Альбан  к концу  фазы подъем  был уже крупным населенным пунктом,  перешагнувшим с холма-цитадели на соседние холмы, появилась защитная стена.

«В это время жилые комплексы представляли собой однокомнатные постройки, окруженные могилами и тщательно сделанными ямами, возможно для хранения пищи. Стены из известняковых блоков возводились на каменных основаниях.

Одна из общественных построек этого периода представляет собой пирамидальную платформу, на которой расположено сооружение, восточная сторона которого была облицована более чем 300 большими прямоугольными плитами из гнейса. На них выгравированы изображения обнаженных людей, напоминающие Монумент 3 из Сан-Хосе-Моготе. Блоки расположены в четыре ряда. В нижнем они стоят вертикально, головы изображенных повернуты влево, во втором ряду блоки (и изображения) расположены горизонтально, в третьем — опять вертикально, но с лицами, обращенными в другую сторону, в последнем — опять горизонтально. Сходные изображения есть на вертикалях ступеней лестницы из каменных блоков.
Фигуры поначалу получили название «танцоров». Однако М. Ко пришел к выводу, что скорее всего на блоках представлены тела умерщвленных пленников, так как они были с закрытыми глазами и открытыми ртами. Кроме того, нагота в Мезоамерике служила для унижения пленников. Вдобавок среди изображений есть такие, где из частей тела исходят завитки (обычно представляющие струи крови).
На одном из концов галереи «танцоров» находились стелы (12 и 13) с гравированными иероглифическими надписями, составляющими один из древнейших текстов Монте-Альбана, он включает дату 260 дневного календаря. Тексты без изобразительных сцен, содержащие календарные и некалендарные глифы, есть и на других стелах (14, 15, 17). При этом стела 15 имеет знаки с числами от 14 до 18, что А. Касо интерпретировал как первые свидетельства использования 365-дневного календаря.
По захоронениям периода I можно проследить некоторое социальное расслоение. Так, только 6 из 20 известных были них осуществлены в склепах; они содержали больше керамики, чем те захоронения, что проводились в простых могилах. Керамика включала фигурки предполагаемого сапотекского бога дождя Косихо и изображения рыб, уток, лягушек, раковин и др».(Энциклопедический словарь)

Танцоры  (умерщвленные пленники). Археологическая зона Монте-Альбан.

Возможно на этих стелах изображены репрессированные  жрецы  цивилизация Росариo  после переворота  4-3 веке до н.э., когда к власти в городе Монте-Альбан пришли сапотеки.

  • главная