Книги писателя Лимарева В.Н.


 

Цивилизация Тольтеки-ацтеки в фазе подъем (молодость).



Фаза подъем (молодость) с 7 - 10 век н.э.

Легенда о Кетцалькоатле. Худ Диега Ревера.  Фото Лимарева В.Н.

В конце 8 века -9 веке на родине майя в долине реки Усумасинта произошла катастрофа и значительная  част майя организованно переселись в полуостров Юкатан.

Возникает вопрос: почему майя, даже частично не переселились в  долину Мехико   (долина Анауак) и далее на север в район города Толлан.

Причиной   этому была активизации   в этом  регионе  чичемеков, полудиких воинственных племен говорящих на языке группы науа, к которой принадлежали и ацтеки.

В этот исторический период условия проживания в  долине Мехико, вероятно, были неблагоприятными из-за активности Поперечной вулканической  Сьерры.  Города, которые  продолжали контролировать сапотеки- микстеки, таких как Теотиуакан, Толлан, Чолула  были в глубоком упадке.

Голова бога Кукулькана (пернатого змея) у пирамиды Кукулькана.   Археологическая зона Чичен  Ица. Фото Лимарева В.Н.

В 7 веке  на юге современных США шли активные процессы формирования  нового этноса. Постоянные войны между племенами привели к гегемонии племен чичемеков, которые  в своем военном  развитии стали совершать нам беги на долины Центральной мессы. Их набеги привели к тому, что город Теотиуакан был окончательно оставлен жителями.

В 8 веке  чичемеки  (народы науа), вторгшись в Центральную мессу, окончательно там обосновались  и, покорив проживающих там индейцев, стали формировать свое государство.

В результате ассимиляции индейцев проживающих в Центральной мессе  возник народ тольтеки.

  • Тольтеки.

  • Как пишут исследователи,  тольтеки это цивилизованные чичемеки.

     «Следи людей нахуа слово «тольтека» обозначало человека искусства, артиста, мудреца, а «тольтекайотль» - культуру, искусство, цивилизацию и урбанизацию, как антоним «чичмекайотль» - диких, неурбанизированных людей».

    Воинственные  чичемеки  изначально повсеместно ввели культы своих божеств.   Но затем религиозные взгляды чичемеков стали меняться под влиянием  образованного мястного жречества, стал формироваться культ Пернатого змея, как главного божества.

    Барельеф с Пернатым змеем.   Археологическая зона Чичен  Ица. Фото Лимарева В.Н.

    Главным городом тольтеков стал город Толлан (Тула), где в соответствии с религиозными взглядами тольтеков они развернули, опираясь на местное население, грандиозное строительство. Основой их религиозного мировоззрения стала легенда о  Пернатом змеи.

    Легенда о Пернатом змеи и мифическом прародителе Кецалькоатле  (Кукулкане),  правившем в городе Тула в течение 20 лет,  переплетаются,  и становится единым  мифом и становятся  стержнем  мировосприятия тольтеков. 

    Виктор Фон  Хаген утверждает, что Кецалькоатле   был реальным  правителем  Се-Акатль-Топильцин, который в 967 году взял себе имя бога Кецалькоатля.

    «Огромные трудности, связанные с дифференциацией Кецалькоатля-бога и Кецалькоатля-человека, вызваны тем, что в текстах, переданных индейцами Саагуну, информаторы смешивают обоих персонажей, равным образом, как и исторические и мифологические черты».

    Боги Просветители. Мексика. Пернатый змей.

    Кецалькоатль был творцом, жрецом, правителем, родившимся в результате непорочного зачатия спустя годы после смерти своего отца (его мать забеременела от кусочка нефрита).

     «Устные предания описывают тольтеков как людей высокого роста – «выше, чем теперь» – и очень выносливых: «те, которые могли бежать без устали целый день». А жизнь в Туле при Кецалькоатле описывалась как некий земной рай: «А еще говорят, что он был очень богатым и имел все необходимое из еды и питья, что кукурузы было в изобилии, тыквы были такими огромными, что с трудом можно было обхватить их руками. Кукурузные початки были такими большими, что их носили только охапками. Стебли петушьего гребешка были такими длинными и толстыми, что на них взбирались, как на деревья, а хлопок сеяли и убирали всех цветов – красный, желтый, пунцовый и фиолетовый, белесый, зеленый, синий и черноватый, бурый, оранжевый и рыжий, и все эти цвета были натуральными, они так и росли. А еще говорят, что в этом городе Туле разводили много разнообразных птиц с великолепными перьями различных цветов, и других птиц, которые пели сладко и нежно. А еще у этого Кецалькоатля были все богатства мира – золото, серебро, изумруды и другие драгоценности. У него в изобилии произрастало какао различных цветов. Подданные этого Кецалькоатля были очень богатыми и ни в чем не знали недостатка, не было голода, а кукурузы было так много, что маленькие початки не ели, а использовали вместо дров, когда топили бани». (Галина Ершова:  «Древняя Америка полет во времени и пространстве»)

     Орнамент на дворце с переплетениями из тулувища крылатого змея. Археологическая зона Ушиаль. Фото Лимарева В.Н.

    Но все же изначально у тольтеков был культ силы,  стержнем их религиозных церемоний был культ жертвоприношений.

    Так описывает свое впечатление о посещении города Тула (Толлан)  M.Стингл:

    «У Толлана свой облик: статуи воинов, каменные подобия орлов и ягуаров – патронов военных союзов, орденов, изображающих счастливую кончину воинов.  Всюду смерть под эгидой священной войны. Всюду культ отвратительного салдофонства. И человеческие жертвоприношения. И Чак-Мооль своими каменными устами, точнее плечами, сосущий кровь тех, кого приносили в жертву.

    Чак-Мооль - весьма необычная каменная статуя, вытесанная их темного базальта.  Чак-моль –посланец богов лежит с согнутыми коленями и обращенной вверх головой, явно представляет какого-то посланца богов. Через особое отверстие, которое иногда зияет в животе статуи, а здесь в Толлане, находится на правом плече, он принимает для них жертвы, особенности жертву, наиболее предпочитаемую богами – человеческую кровь».

    (М. Стингл. «Тайны индейских пирамид»)

    В 9-10 веке тольтеки, сформировали государство и продолжили военную экспансию  вдоль побережья Мексиканского залива.  Причиной военной активности, по мнению исследователей, стала борьба за власть меду вождями в городе Тула, кода одна их  противоборствующих сторон покинула город (по легенде это был сам Кецалькоатль, который обещал вернуть соплеменникам через определенное время).

    Тольтеки  подчинили себе все побережье Мексиканского залива, достигли до полуострова Юкатан и подчинили майя.  В 987 году тольтеки оккупируют город Чичен-Ица.

    Подчинение майя привело  к внедрению на покоренных территориях культа Пернатого змея.

    Крылатые люди. Гробница правителя. Арх. зона  Эк-Балам. Юкатан. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

    Главным религиозным центром тольтеков стал город Чичен-Ица на Юкатане. Там  кровь жертв полилась рекой. Традиционными жертвоприношения майя, кровопускание и принесения в жертву игроков в мяч дополнились   жестокими культами жертвоприношения у тольтеков, когда жертву приносили  Чак-Моолю,   было  изобретено жертвоприношение богу дождя Чаку, когда жертву топили в священном колодце.

  • Самопожертвование во имя благополучия народа или жертвоприношение у народа майя.

  • Сеноты – подземные карстовые озера. Сенот Бога Чака.

  • Ритуальные действия в честь  Кукулькана ? (пернатого змея) у пирамиды Кукулькана.   Археологическая зона Чичен  Ица. Фото Лимарева В.Н.

  • главная