Торговые пути майя в Мезоамерике.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Торговые пути майя в Мезоамерике.

Торговец. Цивилизация Майя.

«Торговля являлась одним из важных видов деятельности майя, как на региональном, так  и на межрегиональном уровнях. Торговые связи майя охватывали не только наиболее отдаленные территории  зоны майя, но и всю Мезоамрику.

Торговлей занимались купцы благородного происхождения, которые использовали рабов для переноски своих грузов и продуктов по сухопутным маршрутам или больших каноэ при транспортировке по рекам и  морю.  Обычно торговля осуществляюсь путем натурального обмена разных товаров, хотя также использовались в качестве денег зерна какао».

(Чичен-Ица, путеводитель. Издательство  Imvfgine Universale, 2006 год)

У  майя практически не было дорог, подобным европейским,   так как не было гужевого транспорта. У  майя практически не было мостов.  Не было острой необходимости, ни в дорогах, ни в мостах, как и не было острой необходимости в колесном транспорте.

На территории, где традиционно проживали майя,  не построишь продолжительные дороги, так как это озерно-болотистый край и горная местность, где приходилось для перемещения пользоваться горными тропинками.

У  майя практически не было больших кораблей, в них так же не было острой необходимости.

Больших кораблей не было, так как у индейцев не было потребности бороздить просторы океана.   

Дорогами у майя служили многочисленные водные артерии, побережье Мексиканского залива и побережье Карибского моря, точней примыкающая к территории контролируемой майя  прибрежная акватория Атлантического и Тихого океана.  Можно предположить,  исследователи находят этому подтверждения, что двигаясь вдоль побережья, майя  достигали  и побережья  современных США и Южной Америки.

 Торговыми и транспортными кораблями майя были лодки долбленки:  небольшие и маневренные, обладающие большой проходимостью в притоках полноводных  рек спускающихся я с гор.   Вверх по течению речушек индейцы перемещались используя шесты.

Лодки-долбленки  вполне удовлетворяли  потребности майя, как транспортное средство.

«Внутренние водные пути вели к реке Усумансине, вверх по течению которой (с помощью волоков молитв)  индейцы умудрялись плавать на расстояние 300 км с лишним».

(Виктор Фон Харген. Великие царства Древней Америки).

Лодки долбленки могли изготавливаться  больших размеров, так как  деревья в тропической зоне  Мезоамерики достигают внушительных размеров. Большинство лодок делали из кедра,  растущего в горных районах Мезоамерики,  известно несколько центров, где строили лодки из кедра. Но, я допускаю, что лодки также делали из гигантских деревьев, прорастающих в тропической зоне – это секвойя.

Гиганские деревья в археологической зоне Ячшилан. (Фото Лимарева В.Н.) Гиганские деревья в археологической зоне Ячшилан. (Фото Лимаревой Елены)

Европейцы не верили  свои глазам, когда «открыв Америку» они увидели огромные лодки  бороздившие прибрежные районы Мезоамерики.

«На одном из островов Колумб увидел лодку, длинной, как галера, шириной около 2,5 метров, в которой на веслах сидели двадцать пять гребцов - индейцев. Она была нагружена товарами: какао, медью, колокольчиками, мечами с кремневыми лезвиями, хлопчатобумажными тканями – все это привезли с материка, расположенного в 35 км. Это были лодки майя».

(Виктор Фон Харген. Великие царства Древней Америки).

Кроме лодок долбленок  индейцы, вероятно, для транспортировки крупногабаритных грузов, таких как каменные блоки,  использовали плоты.  Для  изговления плотов, а так же для перемещения крупногабаритных грузов волоком, таких как бревна,  камни,  нужны были прочные веревки. Изготовление веревок в зоне контролируемой  майя было налажено  в промышленном масштабе.

Веревки плели  из крепких волокон хенекен. Это растение с колючими мясистыми листьями из рода агава.  Кроме изготовления толстых канатов, майя делали тонкие веревки,  используемые для бытовых нужд и для переноски товаров.

Майя знали парус, который натягивали так же благодаря веревок, но парус использовали только на больших лодках, выходивших в открытое море.

В горных районах, куда не добирались лодки долбленки,  существовали  торговые дороги, точней тропы, по которым шли караваны носильщиков.  Вдоль пути  были организованы гостиницы. На водных преградах и через пропасти были организованы переправы.  Нет данных о том, как индейцы переправлялись через бурные  горные реки, но известно,  что они использовали канаты для создания висячих мостов через пропасти.

Раписанное каноэ. Мексика.  Фото Лимарева В.Н.

Транспортная система майя была организована следующим образом. Перемещение грузов и людей осуществлялось по реке Усумансине и ей  многочисленным притокам. Чтобы совершить военную или коммерческую поездку   в бассейн другой реки, впадающий в Мексиканский залив, индейцы майя спускались вниз по течению реки Усумансины, к устью и выходили в открытое море, там,  продвигаясь вдоль  побережья, достигали устья другой реки, и поднимались вверх по течению, используя весла и шесты.  Иногда торговые дороги проходили таким образом, что свои каноэ индейцы волоком перетаскивали через  перевалы из бассейна одной реки в бассейн другой. Вдоль торговых путей были гостиницы.  Установленные маячки и знаки на оживленных путях помогали навигации. Днем майя ориентировались по солнцу. Ночью выходи в поход редко,  если выходили в море, то ориентировались по Полярной звезде.

В дельте  Усумансины существовал торговый порт майя город Шикаланга, со всех сторон окруженный болотами. Это была отправная точка транспортного пути вдоль побережья Мексиканского залива. Ближайшая цель  это  устье рек, впадающий в лагуну Терминос, в которую кроме Усумансины впадают ещё 3 реки. Из этого порта купцы майя двигались на запад, достигая  Мексиканского нагорья и в частности Мексиканской долины и на запад до Карибского моря и далее.

Переноска тяжестей у ндейцев. Музей этнографии. Санкт-Петебург.  Фото Лимарева В.Н.

В фазе обскурация (старость), когда  майя в основном переселились на полуостров Юкатан – лишенный рек, появились дороги, связывающие поздние города  майя между собой и с морем.

 В это время оживленное транспортное сообщение осуществлялось вдоль прибережья полуострова  Юкатан. На это время приходится расцвет города Тулум на побережье Карибского моря, откуда корабли майя отправлялись в район Гандурасского залива. Там так же были города майя. Эти города не были оставлены майя во время катастрофы, которая случилась на рубеже 8-9 века.

Город-порт майя Тулум.

Примечание:

До настоящего времени добраться во многие районы джунглей Мексики можно добраться только по реке на моторной лодке, которая заменила индейцам каноэ.

До археологической зоны Якношан я добирался, в составе небольшой группы, на лодке по реке Усумансине. Туда нет дороги.

На реке Усумансине. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

  • главная