Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н..

Образование мексиканской нации.

Провозглашение независимости Мексики. Худ. Диего Ребера. Национальный дворец в Мехико.

  Формирование мексиканской цивилизации началось в 13 веке.

 В 13 веке началось вторжение  на Мексиканское нагорье воинственных ацтеков с севера.

В течение 13 века ацтеки подчинили значительную территорию  Мексиканского нагорья,  в начале 14 века в долине Мехико они основали свою столицу Теночтитлан.

В начале своего вторжения ацтеки прославились среди индийских племен тем, что  были «любвеобильны» и воровали у соседних племен девушек.  Ацтеки очень серьезно относились к вопросу кровосмешения и  стремились брать в жены женщин из других племен.

При ацтеках  начала формироваться мексиканская нация.  Образовав империю, они объединили индейские племена,  и это объединение способствовало сближению  племен  Мексиканского нагорья.

Во время прихода испанцев шел процесс формирования из разноязычных индейских племен индейской нации. Испанцы свидетельствуют, что индейцы Мексики говорили на десятках языков и наречий принадлежащим к трем крупным лингвистическим группам: ацтеко-таноанской, пенути и макро-отоманге. По-сути Мексики жило несколько этносов, отличающихся друг от друга не только языком, но и обычаями, т.е. менталитетом.

Завоевание испанцами Мексики не внесло коренных изменений в эволюционные процессы на Мексиканском нагорье. Многие местные племена подержали немногочисленные отряды испанцев во время их  борьбы  с ацтеками. Индейцы  видели в испанцах   освободителей от покоривших их  ацтеков. Цивилизация ацтеков на момент завоевания её испанцами  в первой половине 16 века (1519-1523 г) находились в фазе обскурация, поэтому победа испанцам далась легко. Испанцы только ускорили процесс разложения суперэтноса ацтеки.

Испанские колонизаторы в Мексике. Худ. Диего Ребера. Национальный дворец в Мехико.

Адаптировавшись к жизни в Мексике, испанцы, вместе покоренными ими племенами индейцем, продолжили формирование новой мексиканской нации. Они активно участвовали  в формировании новых мировоззренческих ценностей, этнических ценностей новой нации.

Как пишут исследователи:

«Потомков испанских переселенцев, численность которых из года в год возрастала, называли креолами. Испанок переселялось в Америку  сравнительно немного, и поэтому уже в 16 веке стало быстро возрастать число метисов, т.е. людей  смешанного, испано-индейского происхождения. Для большинства из них обиходным языком стал испанский.  Эта смешанная в расовом отношении группа  и сыграла решающую роль в формировании тех, кого мы сегодня называем мексиканцами». (О.Г. Клесмен. и др. «Мексика». Научно-популярное издание Страны и народы»)

После завоевания испанцами Мексики произошло два важных события, которые дали толчок к формированию нации «мексиканцы», объединили народы, проживающие в Мексике, способствовали формированию  их мировоззрения, т.е. этнических ценностей нации. Это признание испанской короной индейцев равноправными с испанцами людьми и принятие индейским населением католицизма.

Мексике повезло в том, что во главе церкви образованной в Мексике стали люди истинно верующие в бога, преданные делу миссионерства и прицепам церковной морали. Они  своей целью видели приобщение индейцев к истинной, т.е. католической вере и испанской культуре. История Мексики знает много случаев, когда священники становились на защиту коренного населения.

«Первым епископом, а затем архиепископом Мексики был францисканец Хуан де Сумаррага. Он был убежден в необходимости реформировать церковь путем надлежащего обучения верующих и подготовки образованных священников. С этой целью он организовал в Мехико типографию - первую в Западном полушарии - и печатал в ней книги для обучения индейцев. Он также способствовал основанию в Мехико университета и был активным защитником индейцев от всех, кто стремился эксплуатировать их, какое бы высокое положение ни занимали эти люди. В 1539 году собрание руководителей церкви под председательством Сумарраги приняло решение о предоставлении индейцам возможности получать четыре низших степени священства, но ни одна из них не предусматривала совершения обрядов ». (Хусто Л. Гонсалес: "История христианства)

Крещение индейцев. Худ. Диего Ребера. Национальный дворец в Мехико.

Путь к равноправию  был начат испанским королем Карлом 1 (император Священной римской империи Карл 5).  Император, под влиянием испанского духовенства,  издал  в 1542 году «Новые законы», согласно которым индейцы объявлялись свободными людьми, и обращать их в рабство запрещалось.

 На принятие этого решение большое влияние оказал епископ Лас Касас. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев — не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Епископ мексиканского Чиапаса Лас Касаса Бартоломе много сделал для развития подлинного миссионерства. Так, он сложил на языке киче гимны библейского содержания, и обращенные в католическую веру индейцы пели их под сопровождение традиционных индейских инструментов.

Страдающий Христос. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

В 1588 году королевский указ разрешил индейцам становиться священнослужителями и давать монашеские обеты.

Принятию и восприятию индейцами католицизма во многом способствовал возникший в Мексике культ Гвадалупской Богоматери.

Одним из первых источников, рассказавших о происхождении нерукотворного образа, являются записи Луиса Лассо де ла Вега.  Согласно им, Богородица в декабре 1531 года  четырежды являлась мексиканскому крестьянину Хуану Диего.

Первое явление состоялось в начале декабря, когда Хуан увидел Деву Марию на вершине холма Тепейак (на севере современного Мехико. Дева  велела Диего пойти и сообщить об увиденном этом епископу Хуану де Сумаррага.

Хуан  отправился к епископу Мексики. Тот принял его, но не поверил рассказу. Возвращаясь домой, Диего вновь увидел на холме Мадонну. Он сообщил ей, что епископ не поверил. Тогда Богородица велела крестьянину на следующий день вновь отправиться к епископу и повторить о просьбе, подчеркнув, что этого желает Пресвятая Дева Мария, мать Господа.

В воскресенье Хуан Диего отправился сначала в церковь, а уже потом к епископу. Того по-прежнему терзали сомнения и он попросил Диего передать Богородице, что ему нужен какой-либо знак свыше.  На холме вновь стояла Богородица, как бы ждала Хуана, и попросила прийти сюда же завтра, чтобы получить «знак» для епископа.

В понедельник  Диего собирался навестить тяжело больного дядю Бернадино и он, чтобы не встречаться с Богородицей, отправился к нему специально другой дорогой, но всё равно встретил Деву Марию. Она успокоила крестьянина, сказав, что не стоит спешить к больному, поскольку он уже выздоровел, а лучше пойти на вершину холма и забрать оттуда для епископа подтверждение ее слов.

Согласно преданию, когда Диего поднялся на холм, он увидел, что вершина, несмотря на зимнее время, была заполнена цветущими розами. Он срезал несколько из них, и завернул их в плащ. На приёме у епископа Диего молча снял плащ и вывалил под ноги епископа розы. Все присутствующие упали на колени, поскольку увидели на плаще изображение Богородицы.

На холме был построен храм в честь Богородицы Гваделупской, куда стали стекаться миллионы паломников.

С появление культа Богородицы Гваделупской в Мексике стал формироваться  мексиканский католицизм. Во время путешествия по Мексике я обращал внимание, что мексиканские соборы во многом отличаются от посещаемых мной соборов в Италии, Испании. Во первых в них уделяется много внимания страданиям Иисуса Христа и святых. Во вторых подчеркивается культ местных святых. Много необычных икон на религиозные темы. 

Сближение индейцев  с европейцами, переселившимися в Мексику, происходило болезненно. Если церковь способствовала сближению народов разноязычной Мексики, то прибывшие из Испании переселенцы подчас призирали местное население и предпринимали  успешные попытки  жесткой эксплуатации местного населения.

Изначально в Мексике было четкое разграничение между четырьмя группами населения.  Было созданы две четко разграниченные системы  управления: одна для испанцев, другая для тех для всех прочих народов населявших Мексику. Реальным продолжением колониальной политики стала введение  на завоеванных землях «системы каст». Высшей кастой были те, в жилах которых текла только испанская кровь. Метисы (люди смешанного испано-индийского происхождения) не пользовались почти никакими гражданскими правами до17 века, на них так же как на индейцев был распространен ряд запретов, например им не разрешали пользоваться лошадьми, надевать платья того же покроя, что и у испанцев, носить золотые украшения и т.д. В свою очередь метисы гордились тем, что в их жилах течет испанская кровь, и считали, что это ставит их в привилегированное отношение к индейцам. Привилегированное положение метисов по отношению к индейцам подчеркивали и креолы.

В первые десять лет метисы были главным образом ремесленниками, управляющими в поместьях, солдатами, прислугами в испанских домах.      Со временем, возрастало число метисов занятых в сельском хозяйстве. К управлению государством их не допускали.

Испанцы первой колонизации, в основном помещики,  уже считавшие себя коренными жителями, назывались креолами.  Между ними и колониальной администрацией (чиновниками)  назначаемой из Испании были  так же определенные разногласия. Ведь постоянные налоги, взимаемые Испанией, касались их непосредственно.

Число метисов в Мексике непрерывно росло, в начале 19 века они составляли вместе с мулатами  (европейско-негритянские браки)   до 40 % населения Мексики.

Напряжение в обществе, вызванное  социальным неравенством, возрастало, пока не ЗАЗВОНИЛ КОЛОКОЛ.

На рассвете 16 сентября 1810 года в городке Долорес внезапно раздался громкий колокольный звон. Жители города поспешили на площадь к церкви.  На паперть церкви вышел священник креол  Мигель Идальго и призвал всех начать борьбу против испанских колонизаторов:

«Друзья мои и соотечественники, обратился Мигель Идальго к собравшимся, для нас не существует больше ни короля, ни податей. Этот позорный налог, который должен распространяться лишь на рабов, тяготел над нами в течение трех веков как символ тирании и порабощения…  Настало время освободиться, пробил наш час свободы. Да здравствует независимость! Да здравствует Америка!  Долой плохое правительство!»

Мигеля Идальго возглавил восстание за освобождение Мексики от испанского владычества. К восставшим примкнули как метисы, так и индейцы. Восстание  охватило всю Мексику.

Программа Мигеля Идальго была направлена на социальные преобразования в обществе, в частности был издан декрет о ликвидации рабства, о возвращении земли индейским общинам. Эта программа привлекла к себе метисов и индейцев, но оттолкнула креолов, желавших сохранить свое привилегированное положение.

Восстание в Мексике  - это естественно отголоски тех событий, которые происходи в это время в Европе. Это, прежде всего победа революции во Франции и завоевание Наполеоном Испании.

В доме Идальго наряду с богатым креолом модно было встретить скромного метиса и даже бедного индейца, здесь царили непринужденность и дух равенства, в связи с чем, друзья часто называли этот дом «маленькой Францией» (Франсиа чикита»).

Хосе Мария Морелос.

(М.С. Альперович «Рождение мексиканского государства»)

Первоначально восставшие имели значительные успехи, так как им противостояла оказавшаяся без поддержки из метрополии колониальная администрация.

Но, после объявления Идальго о радикальных реформах, большая часть креолов перестала поддергивать восставших и, фактически, по разные стороны баррикад оказались испанцы и метисы с поддерживающими их индейцами.

Восстание Идальго всколыхнуло всю Мексику;   восстание скорее было прохожее на бунт, униженной части населения Мексики против своих угнетателей.

Основная часть войска Мигеля Идальго были крестьяне, в основном метисы. Армия Идальго  достигла в короткий срок 80 тысяч человек. Огнестрельного оружия не хватало;   большая часть войска была вооружена луками  и холодным оружием. 6 тысячная армия испанцев смогла нанести поражение восставшим.  Идальго  и его сподвижники  были схвачены. Быстрый суд, и Идальго 30 июня 1811 года был расстрелян. Были расстреляны и его сподвижники. Трупы руководителей восстания были обезглавлены испанцами. Головы Идальго, Альенде, Хуана Альдама и Хименеса  были по распоряжению властей помещены в железную клетку и выставлены для устрашения народа.

Восстание Идальго  было только первым шагом в длительной борьбе мексиканских народов  за отмену рабства, привилегий испанцев, т.е. за демократию.

После смерти Идальго восстание не было  подавлено, дело Идальго продолжил оставшиеся в живых руководители восстания. Восстание возглавил сельский священник Хосе Мария Морелос (1765-1815 гг.)

Разрозненные отряды повстанцев вели партизанскую войну. Большого успеха добились конные крестьянина отряды Альбино Гарсия, стоящие из метисов и мулатов. Повстанцы контролировали значительные районы в Мексике. Национальный конгресс, созванный Морелосом в  Чиапасинго в сентябре 1813 года, определил принципы национальной независимости и национального суверенитета; отмену рабства, упразднение податей и налогов, защиту интересов неимущих и т.д. Конгресс принял декларацию провозглашавшую независимость Мексики от Испании.

22 октября 1814 года  восставшими была принята конституция независимой Мексики, которая предусматривала установление республики, провозглашалась равенство граждан перед законом, свободу слова, печати.

После изгнания войск Наполеона из России  и  поражения от союзных войск  под Лейпцигом  16-19 октября 1813 году, Испания освободилась от зависимости от Франции.  В Испанию вернулся король Фердинанд 7,  он отменил навязанную французами либеральную конституцию 1812 года, и приступил к наведению порядка в  своих колониях. Была направлена помощь оборонявшимся колониальным властям.

Поверженный. Мексика. Фото Лимарева в,Н.

В 1815 году наступил перелом, испанские войска разгромили основные силы восставших.  Испанцы  1818-1819 году почти повсеместно ликвидировали повстанческие отряды. Большая часть руководителей погибли или попали в плен. Часть повстанцев капитулировала, часть отошла от движения.

В 1820 в Испании вспыхнула  гражданская война, восставшие требовали демократических перемен, возвращение либеральной конституции 1812 года. Волнения в Испании происходили до 1823 года и завершились победой демократических сил, Фердинанд 7 вернул действия конституции 1812 года.

Эти события привели к освобождению Мексики от колониальной зависимости.  Возглавил движение на независимость Мексики испанский военачальник Итурбиде. В октябре 1821 были ликвидированы последние очаги сопротивления испанцев, сторонников сохранения колониального режима в Мексике. В Мексике была установлена диктатура Итурбиде. Диктатор был вынужден, под давлением республиканцев, в своем обращении к народу  18 ноября 1821 года,  объявить о выборах в мексиканский конгресс.

В конце 1821 - начале 1822 года были проведены четырехступенчатые выборы в мексиканский конгресс. В феврале 1822 года выбранный конгресс приступил к работе.

Сразу после избрания между сторонниками Итурбиде и сторонниками дальнейших демократических преобразований в  конгрессе началась борьба: демократы требовали дальнейших демократических преобразований, т.к.  в Мексике не был отменен институт рабства. Конфронтация привела к тому, что уде 31 октября 1822 года указом Итурбиде конгресс был распущен. В Мексике началось революционное брожение, республиканцы стали захватывать власть в провинциях. К началу марта 1823 года власть Итурбиде оставалась только на территории Мехико.19 марта 1823 года диктатор отказался от дальнейшей борьбы и от полномочий диктатора. В декабре 1823 года покинул Мексику. Власть в Мексике перешла к учредительному конгрессу, который после длительных обсуждений 4 октября 1824 года принял прогрессивную конституцию Мексиканских Соединенных Штатов. Первый президент Мексики Гуадалупе Виктория  декретом дал свободу рабам, а также запретил работорговлю и ввоз рабов.

Освободительная война 1810-1824 года привела к росту самосознания народа, сплотила индейцев и метисов, креолов, они ощутили себя мексиканцами, формирование самобытной мексиканской нации перешло в заключительную фазу.

Окончательно сформировалась мексиканская нация в период борьбы мексиканского народа с интервенцией США.

  • Военная экспансия США в Мексику. (Война между США и Мексикой 1845 - 1848 г.г.)

  • Изобилие. Совр. мексиканская  живопись. Фото Лимарева В.Н.

  • главная