Книги писателя Лимарева В.Н.

Абрамова Марианна Григорьевна,

Доцент Финансовой академии при Правительстве РФ, к.и.н.

 

СОЦИАЛИЗМ XXI ВЕКА: КУБИНСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

 

«Я хочу, чтобы главным законом нашей республики стало глубочайшее

уважение кубинцев к человеческому достоинству во всей его полноте»

 Революционер. Кубинская марка.

(Хосе Марти).

 

Введение

 

 2009 год начался очень символично. На фоне развивающегося глобального финансово-экономического кризиса первого января мировая общественность отметила 50-летие Кубинской революции, а двадцать первого января – 85-летие со дня смерти Владимира Ильича Ленина, вождя Великой октябрьской социалистической революции в России. Умерло ли дело Ленина спустя 85 лет со дня его смерти? Нет, напротив: любому непредвзятому исследователю сегодня очевидно, что навязанная миру либеральная модель общественного развития зашла в тупик. Возрастающее с каждым годом технологическое отставание развивающихся стран, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, наличие социального дна в самих развитых странах «золотого миллиарда» делают как никогда актуальным поиск социальных альтернатив и моделей развития. В этом плане несомненный интерес представляет конкретный опыт Кубы по решению социальных проблем и формированию современного социального государства. С момента победы революции в 1959г. Куба успешно ведет борьбу за социальную справедливость, человеческое достоинство, социально-экономический прогресс. «Пока останется хоть одно проявление социальной несправедливости революцию нельзя считать законченной», - подчеркивается в экономической программе «Движения 26 июля». Кубинская модель строительства социализма успешно развивалась в течение 70-80-х гг. 20 в., смогла устоять в условиях распада мировой социалистической системы в 90-е гг. 20 в. и поступательно развивается в течение последних лет. Почему же кубинцам удалось не только сохранить общественно-экономический строй, который был установлен на острове в 1959г., но и преодолеть серьёзные экономические, политические и идеологические потрясения, уничтожившие целый ряд более развитых стран (ГДР, СССР, Югославия)? Многие скажут, что дело в лидере, вожде кубинской революции – Фиделе Кастро. Безусловно, велика роль этой харизматичной личности, его способности признавать и исправлять ошибки, принимать неординарные решения. Однако, на мой взгляд, причины этого гораздо глубже. Кубинскую модель строительства социализма можно определить как национальную, а созданное в результате революции 1959г. новое государство как современный вариант социалистического государства. Кубинскую революцию ни в коем случае нельзя рассматривать как «экспорт революции»: она вызрела и реализовалась на собственной почве. Начавшись как национально-демократическая, она переросла в социалистическую, в результате чего в стране прошла аграрная реформа, ликвидирован латифундизм, преодолена зависимость от иностранного капитала, проводится индустриализация, диверсифицируется экономика. За период 1959 – 1989гг. ВВП Кубы вырос более чем в 3,5 раза, увеличиваясь ежегодно на 4,6%, в то время как в других странах Латинской Америки – на 1,8%. При чем процесс роста ВВП важен не сам по себе, а именно в его социальном ракурсе – на Кубе рост сопровождался более равномерным распределением доходов между гражданами Кубы, были обеспечены базовые материальные и духовные потребности населения, повысился жизненный уровень и качество жизни. До революции 90% кубинцев характеризовались как полностью или функционально неграмотные. Сейчас Куба – страна всеобщей грамотности. До революции средняя продолжительность жизни на острове едва достигала 55 лет, сейчас она составляет 78 лет и, по оценкам ученых, к 2025г. достигнет 85 лет. На Кубе самое большое количество долгожителей из числа неевропейских стран. Кубинцы сегодня являются одной из самых здоровых наций в мире. По уровню детской смертности Куба входит в пятерку стран с самым низким уровнем наряду с Швецией и Норвегией. К тому моменту, когда победила Кубинская революция, уже существовали 13 социалистических государств в Европе и Азии. Ф. Кастро имел возможность анализировать их исторический, социально-политический и экономический опыт. Среди недостатков советской модели, утвердившейся в большинстве этих государств, Фидель прежде всего отмечал чрезмерную бюрократизацию общества, тенденцию к отрыву политического авангарда от народа. Поэтому Ф. Кастро поставил задачу создать такую партию, которая действительно была бы спаяна с народом неразрывными узами. Первые организации КП Кубы были созданы на предприятиях, и именно там партия всегда вела основную работу по расширению своих рядов. Она строится по территориально-производственному признаку и имеет муниципальный, провинциальный и национальный уровни. Это способствует превращению партийных организаций предприятий в ядро всего партийного организма, способствует пополнению партии за счет промышленных рабочих, членов кооперативов и других групп населения, непосредственно занятых на производстве, способствует установлению прочных связей с массами трудящихся. В результате забота о жизни простых людей стало главной задачей Компартии Кубы. Руководством был провозглашен курс на создание условий для обеспечения каждому индивидууму условий здоровой и достойной жизни, но без роскоши и расточительства потребительского общества, не способного обеспечить социальную справедливость и прогресс в долгосрочной перспективе. Отказ от восприятия потребительского общества, его ценностей и жизненных стандартов и привидение производительных сил к уровню потребительской необходимости (что и можно считать достижением кубинского варианта) может осуществляться только самим государством и только в принудительном порядке через планово-управляемую экономику. И здесь на первое место выдвигается необходимость научного управления экономикой, что и станет сейчас главной задачей кубинского руководства. В отличие от кубинской модели социализма, в СССР и других европейских социалистических странах в качестве ориентира в последние три десятилетия был взят западный потребительский стандарт уровня и качества жизни, что во многом способствовало перерождению социалистических режимов в СССР и странах Восточной Европы и их краху в 90-е гг.

 

Государство: социальное или социалистическое?

 

Концепция социального государства, не отделимого от права, обеспечивающего постепенный переход к равенству, справедливости и нравственности - важный аспект модели нового общества, которое сформировалось в кубинской национальной модели социализма. Особое место в этой модели занимает реализация конституционных прав граждан на социальную защиту и конституционно-правовое закрепление этих принципов и задач. В современном правоведении можно нередко найти случаи противопоставления формул "социальное" и "социалистическое" государство. Так, например, сталкивающий их исследователь В. Альфонсас даже утверждает, что социальное государство "развивалось как альтернатива социалистическому типу государства..." Однако этимология указанных определений и исторические факты опровергают подобный вывод. Во-первых, "социальное" и "социалистическое" происходят от одного корня и определяют общую цель таких государств – приоритет общественных благ перед индивидуальными. Во-вторых, определение "социальное" появилось в конституционной практике значительно раньше определения "социалистическое". Как отмечает французский правовед М. Прело, попытка квалифицировать республику в качестве социальной предпринималась во Франции еще в ходе конституционной реформы 1848г. Тогда такое определение явно возникло в противовес господствующим концепциям "государства - ночного сторожа", основанным на идеологии буржуазного индивидуализма, но не прошло в окончательный текст Конституции по классовым соображениям: правящие силы отклонили его тогда как пролетарское, отражающее интересы восставшего народа. Лишь в XX в. определение "социальное" действительно стало активно использоваться еврокоммунистами и социал-демократами для отражения различия между "демократическим" и "тоталитарным" социализмом. Тем не менее разные воззрения на роль государства в обеспечении экономического и культурного благосостояния народа не исключают сходства "социального" и "социалистического" государства в главном: в признании своей ответственности за существование общества и достойную жизнь всех его членов. Это дает основание рассматривать указанные определения как смежные и достаточно близкие друг к другу конституционные формулы. Что касается альтернативы социальному государству, то ее образует не столько социалистическое, сколько по-прежнему капиталистическое государство либерального типа, служащее исключительно властвующей верхушке и не заботящееся о потребностях остальных слоев населения и в котором закон получения прибыли всеми возможными способами, без каких бы то ни было социальных (или общественных) ограничений, является определяющим. Не случайно определение "социалистическое" в ряде развивающихся стран (Сирия, Алжир, Южный Йемен и других) трактовалось и отчасти трактуется сейчас не в универсальном советском смысле, а как синоним гуманитарной сущности государства, направленной на поднятие жизненного уровня основных масс населения.

 

XXI век: от институциональных к социальным конституциям.

 

В настоящее время все более становится заметна тенденция перехода от институциональных к социальным конституциям: капиталистические страны на законодательном уровне обращаются к концепции социального государства. Уже в мексиканской Конституции 1917 г., которая действует до сих пор, говорилось о "непрерывном улучшении экономического, социального и культурного уровня жизни народа" (ст. 3), утверждалось, что "государство направляет национальное развитие, обеспечивая его целостный характер" (ст. 25). Там же было сказано о справедливом распределении доходов между индивидуумами, группами и социальными классами (ст. 25), о социальной справедливости, о государственном планировании. Веймарская Конституция, принятая в 1919 г. в Германии, вошла в историю как первая социальная конституция в условиях капиталистического строя (о мексиканской Конституции 1917г. тогда знали мало). В ней впервые был зафиксирован принцип: «собственность обязывает». Федеральный конституционный закон Австрии 1920 г. исключал классовые привилегии. Аналогичные положения были в чилийской Конституции 1926 г. Конституция Ирландии устанавливала, в частности, что права собственника должны регулироваться в соответствии с принципом социальной справедливости (ст. 43). Конституционное закрепление новых принципов общественного и государственного строя, которые можно определить как социальное государство, усилилось после Второй мировой войны. Преамбула Конституции Франции 1946 г., которая действует и сейчас как часть консолидированной французской Конституции, включает широкий перечень социально-экономических прав. В ней говорится о возможности национализации, т.е. о нарушении "священного права частной собственности", провозглашенного двумя веками ранее французской же Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Действующая сейчас итальянская Конституция 1947 г. устанавливет, что частная собственность признается в ограниченных пределах (ст. 42), "публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях" (ст. 41). Можно цитировать некоторые похожие положения индийской (1949г.), египетской (1971г.), португальской (1976г.), испанской (1978г.), а также ряда других конституций, принятых на рубеже 80-90-х годов XX в. Новейшие конституции Швейцарии, Финляндии, Венесуэлы, принятые в 1999 г., идут в том же направлении. В ряде конституций имеются отдельные главы, которые регулируют общественные отношения похожим образом. Например главы «Политика», «Экономика», «Культура» - в Конституции КНДР 1972 г., «Общество и государство» - в Конституции Литвы 1992 г., «Экономическая организация общества» - в Конституции Португалии 1976г. В Конституции традиционно консервативной Швейцарии звучат положения об обязанностях личности в отношении общества (ст. 6), об ограничениях собственности, об ассоциациях трудящихся, об ограничении личных прав во имя публичных интересов (ст. 26. 28, 36). Есть в этой Конституции даже специальная глава "Социальные цели". Можно констатировать, что современные концепции развития общества, государства и права, выраженные в законодательной форме, преодолевают крайности индивидуалистического либерализма и эволюционируют в сторону социальной государственности. Концепция социальной государственности была выработана в ряде государств Запада в процессе преодоления экономических и социально-политических кризисов, обобщена теоретически и закреплена в действующих конституциях этих государств. Эта концепция является теоретическим и практическим достижением в государственно-правовом строительстве и одновременно серьезным теоретическим основанием дальнейших поисков в этой области, так как «формула социального правового государства содержит для конкретного законодателя императивное требование, но не императивные способы и направления решения задач».[9] Социальное начало связано с юридическим закреплением ответственности государства за достойный уровень жизни и свободное развитие личности и практической ее реализацией в деятельности всех ветвей и уровней государственной власти. Социальная деятельность современного государства, которая осуществляется на основе его одностороннего самообязывания, объективно совершенно необходима. Посредством этой деятельности преследуется "справедливое" перераспределение экономических, социальных и политических благ с тем, чтобы от него особенно выигрывали наименее обеспеченные, нуждающиеся люди. В истории перераспределение подобного типа нередко объявляют "социальной справедливостью". Особенно актуально это стало в условиях начавшегося мирового финансового кризиса, который является прежде всего кризисом основ капиталистической системы хозяйства с её основным законом – извлечением прибыли и сверхприбыли несмотря на бедственное положение основных трудящихся классов и слоёв общества.

 

Строители нового общества. Кубинская марка.

Кубинская Конституция 1976г.: юридическое закрепление национальной модели социализма.

 

 В этом смысле Конституция Кубы 1976г. является образцом, которая не просто провозгласила цель построения социального государства, но и реализовала её на практике. 25 февраля 1975 г. редакционная комиссия вручила Фиделю Кастро текст предварительного проекта конституции. Будучи профессиональным юристом и опытным государственным деятелем, Ф. Кастро сам внес большой вклад в разработку статей конституции. По предложению Ф. Кастро текст конституции был вынесен на всенародное обсуждение. В течение 1975 г. в нем приняли участие около 6,2 миллиона человек. Они внесли множество предложений, которые были учтены. Проект был рассмотрен на I съезде КП Кубы, выступая на котором Фидель Кастро подчеркнул, что «в новой Конституции, призванной заменить Основной закон 1940 г., который с бесчисленными изменениями и поправками действовал до середины 70-х гг. обобщен опыт нашего собственного народа и всемирный опыт народов, которые раньше нас пошли по пути строительства социалистического общества». Ф. Кастро особое внимание уделил формированию представительных органов народовластия: Национальной ассамблеи народной власти, состоящей из депутатов, и провинциальных и муниципальных ассамблей народной власти, состоящих из делегатов, которые, как и депутаты, избираются и могут быть отозваны, обязаны отчитываться перед своими избирателями так же, как и судьи во всех инстанциях судебной системы. Характерно, что на Кубе начиная с 1976 г. во время выборов всех уровней соблюдается принцип выдвижения большего числа кандидатов по отношению к числу мест, т. е. выборы носят альтернативный характер. Этого в то время не было ни в какой другой социалистической стране. Широкая гласность при подсчете голосов также способствовала обеспечению демократического характера избрания депутатов во все инстанции. 15 февраля 1976 г. конституция была вынесена на всенародный референдум и после ее одобрения большинством населения вступила в силу 24 февраля того же года. Эта дата была выбрана не случайно. Фидель Кастро предложил избрать этот день для провозглашения конституции, поскольку именно 24 февраля 1895 г. Хосе Марти начал войну за независимость Кубы. Первая глава Конституции называется «Политические, экономические и социальные основы государства». В ст. 8 говорится, что «Социалистическое государство: осуществляет волю трудового народа и направляет усилия нации на строительство социализма; поддерживает и защищает целостность и суверенитет Родины; гарантирует человеку свободу и достоинство во всей его полноте, пользование правами, осуществление и выполнение обязанностей и всестороннее развитие личности; утверждает идеологию и правила общежития и поведения, присущие обществу, свободному от эксплуатации человека человеком; охраняет созидательный труд народа, собственность и богатства социалистической нации; осуществляет плановое руководство народным хозяйством; обеспечивает прогресс образования, науки, техники и культуры в стране; будучи властью народа, служащей самому народу, гарантирует, что не будет трудоспособных мужчины или женщины, которые не имели бы возможности получить работу, посредством которой они могли бы содействовать достижению целей общества и удовлетворению своих собственных потребностей; что не будет нетрудоспособного человека, который не имел бы средств для достойного существования; что не будет больного, который не имел бы медицинского обслуживания; что не будет ребенка, который не учился бы в школе, не имел бы пищи и одежды; что не будет молодого человека, который не имел бы возможности учиться; что не будет человека, который не имел бы доступа к учебе, культуре и спорту; стремится к тому, чтобы не было семьи, не имеющей комфортабельного жилища.» На Кубе действует бесплатное начальное, среднее и высшее образование, бесплатное медицинское обслуживание, реальный доступ всех слоёв населения к достижениям культуры, искусству, спорту, существует дешёвое жильё, низкие коммунальные платежи. Развитие экономики служит целям укрепления социалистической системы, все лучшему удовлетворению материальных и культурных потребностей общества и граждан, содействия развитию личности и ее достоинства, прогрессу и безопасности страны и способности нации выполнять интернациональный долг нашего народа.[12] Глава IV «Образование и культура» закрепляет социальные права кубинских граждан в этой сфере. Ст. 38 Конституции Кубы гарантирует бесплатность образования и устанавливает широкую систему стипендий для учащихся. «Государство с целью повышения культурного уровня народа развивает и поощряет художественное воспитание, призвание к художественному творчеству, занятия искусством и способность ценить его; творческая и научно-исследовательская деятельность свободна. Государство стимулирует и обеспечивает научные исследования и прежде всего те, которые направлены на решение проблем, затрагивающих интересы всего общества и благосостояние народа». Поистине уникальным конституционным достижением является глава V кубинской Конституции, названная «Равенство». «Государство провозглашает священное право, завоеванное революцией, по которому граждане без различия расы, цвета кожи и национального происхождения: имеют доступ в соответствии со своими заслугами и способностями к любым постам и должностям в государстве, публичной администрации, в сфере производства и услуг; продвигаются в соответствии со своими заслугами и способностями на любые должности в Революционных Вооруженных Силах, органах безопасности и внутреннего порядка; получают равную плату за равный труд; обучаются в любых учебных заведениях страны, одинаковых для всех от начальной школы и до университета; получают медицинскую помощь в любых лечебных учреждениях». При этом законодатель не просто провозглашает социальное государство, а формулирует главу VI под названием «Основные права, обязанности и гарантии». Труд провозглашается правом, обязанностью и делом чести каждого гражданина. «Труд вознаграждается в соответствии с его качеством и количеством; при предоставлении работы учитываются требования экономики и общества, желание работника, его способности и квалификация; право на труд гарантируется социалистической экономической системой, которая обеспечивает бескризисное экономическое и социальное развитие, ликвидировав тем самым безработицу, в частности навсегда уничтожив безработицу сезонную, так называемый «мертвый сезон». Трудящимся гарантируется право на отдых, 8-часовой рабочий день и оплачиваемый отпуск. Куба – единственная стран Западного полушария с практически полной занятостью. До революции каждый третий трудоспособный мужчина не имел работы, а женская часть населения практически полностью была исключена из производственного процесса. Сейчас 66% всех специалистов, имеющих среднее и высшее образование, то женщины. «Каждому работнику в случае нетрудоспособности по возрасту, инвалидности или болезни государством гарантируется посредством системы социального обеспечения соответствующая защита». Из других социальных гарантий следует отметить помощь нетрудоспособным престарелым, охрану, безопасность и гигиену труда, предоставление бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и больницах, бесплатной стоматологической помощи. Право на образование гарантировано широкой сетью бесплатных школ, полуинтернатов и интернатов и предоставлением стипендий при всех видах и на всех уровнях обучения, а также бесплатностью учебного материала, предоставляемого каждому ребенку и молодому человеку.

  • главная