Лимарев В.Н.
Майя в акматической фазе (зрелость).
Акматическая фаза 5 век н.э. – 8 век н.э.
Период
расцвета майя, согласно общепринятой
хронологии (625—800 гг.).
Расцвет цивилизации майя происходил при гегемонии города Паленке.
Возвышению города Паленке предшествовали длительные войны, которые вели между собой различные племена в долине реки Усумасинта.
У археологического названия Паленке есть настоящее
древнее имя - Лакамха ("Большая Вода") - так индейцы майя называли нынешний Паленке.
Паленке был столицей царства Бакаль ("Место
костей"), территория которого располагалась на крайнем западе области майя
и занимала холмистую, заросшую тропическими лесами землю между реками Грихальва
и Усумасинта. Однако, столицей Бакаля Паленке стала только в конце V в.
До этого самым ранним центром царства, скорее всего, был
Танхабакаль (город Тортугеро), название которого переводится как "Посреди
воды - Место костей".
Далее правление царством Бакаль перешло к династии,
основанной Кук-Баламом I, который был правителем Токтана ("Облачная
Долина"), местоположение которого археологам неизвестно. Паленке (Лакамха) стала столицей,
предположительно, только в правление Акуль-Мо-Наба I, четвертого из токтанской
ветви.
(«История города Паленке Лакамха
царства Бакаль»)
Руины
города Паленке находится в северной части штата Чьяпас (Мексика) у отрогов Чьяпассиких гор у края
естественного плато высотой около 70 метров. К северу и востоку от плато
низменная болотистая равнина в устье реки
Усумасинта.
Это обширная болотистая территория малопригодная
для жизни в настоящее время, так же была практически не заселена во времена
расцвета города Паленке. Но тем не имение это болотистое место с множеством
озер играла важную роль в становлении
цивилизации майя, возвышении города Паленке. Там находились «приподнятые поля», которые снабжали жителей
города в изобилии необходимым
продовольствие.
Именно благодаря разработанной ещё в
начале н.э. эры в Тикале технологии
выращивания кукурузы и овощей в
болотистой местности, Паленке смогла обеспечить большой достаток в
продовольствии и содержать
освобожденных от повседневного труда
правителей, жрецов чиновников и боеспособную армию.
В период своего расцвета Паленке осуществляла относительный контроль
над племенами майя в Петене, а так же полуостров Юкатан и Центральной Мексику, и
горные территории Центральной Америки до
Коста-Рики.
Империи майя, вероятно, никогда не было.
Государство Бакаль довольствовалось тем, что была гегемоном в
индейском мире. Гегемония предполагала, прежде всего, признание главенства
правителя Паленке над вождями многочисленных племен, признание главенства её
религиозного центра и возможно
преподношения вождями покоренных народов дани в виде подарков.
Дворик
во дворце правителя украшен барельефами побежденных вождей племен.
На
барельефе показаны вожди племен, которые признали гегемонию Паленке и они стали вассалами правителя Паленке. Они в знак покорности держат правую руку на
сердце. Были, конечно, и те, кто до конца не смерился с участью покоренного,
таких приносили в жертву богам.
Паленские
правители оставили стелы с записями о своих подвигах. Надписи есть во многих храмах: "«Храму
надписей», «Храме Креста",
"Храме XIX" и т.д. В «Храм надписей» три плиты, заполненные
иероглифическими знаками, занимают всю заднюю стену святилища. Каменная надпись
содержит календарные даты, охватывающие почти целых 200 лет.
Были предприняты попытки перевести надписи в соответствии с методикой русского
ученого Кнорозова. Эти переведенные
записи были систематизированы Виктором Талахом и изложены в « Хрониках Баакульских
Владык»:
Как следует из самих текстов, их главные герои и заказчики –
местные правители, носившие титул k'uhul Baakul 'ajaw, "священный"
(или "почитаемый") "Баакульский владыка", и принадлежавшие
(по мужской, или, в некоторых случаях, по женской линии), к одному роду. По
сути, публикуемые тексты – это
династийная хроника Баакульского царства, начиная с мифических времен
божественных предков и до поры создания надписей.
(Виктор Талах: « Хрониках Баакульских
Владык»)
В соответствии
с хрониками была создана работа «История
города Паленке Лакамха царства Бакаль»)
Когда знакомишься с хрониками,
то впечатление. Что читаешь китайские хроники этого же времени: интриги,
заговоры, династические браки и военные конфликты, борьба за власть. Отрывистые
сведения, изложенные в хрониках, не
позволяют создать объемное представление о событиях, которые происходили в государстве
Бакаль, но однозначно можно сделать вывод, что развитие государства Пленке
ничем не отличалось от развития других цивилизаций.
«Общество
майя строилось по модели патриархата: власть и главенство в семье переходили от
отца к сыну или брату. Было отчетливое
разделение на социальные слои. На самом верху социальной лестницы находились
правитель и его ближайшие родственники, далее шла высшая и средняя
наследственная знать, обладавшая разной степенью власти, за ними следовали
свита, ремесленники, архитекторы разного ранга и статуса, ниже стояли богатые,
но незнатные землевладельцы, потом – простые земледельцы-общинники, а на
последних ступеньках находились сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали
между собой, они жили в отдельных городских кварталах, имели особые обязанности
и привилегии и культивировали собственные обычаи». ( Виктор Фон Хаген.)
"Время наивысшего расцвета, золотой век культуры
майя 7-8 века. Армии её правителей ведут успешные боевые действия на западных и
южных границах. Торговцы проникают в самые глухие и отдаленные уголки Мексики и
Центральной Америки, переправляют оттуда драгоценный зеленый минерал -
нефрит, яркие перья птиц, ткани, бобы какао, изящную парадную керамику, соль,
обсидиан. Архитекторы, скульпторы и художники создают по заказам могущественных
правителей и жрецов свои творения: многоцветные фрески Бономпака, башнеобразные
храмы Тикаля, суровые образы царей и богов на стелах Йашчилана и Пьедрас-Неграс,
Копана, и Киригуа".
(Валерий
Гуляев" "Тайны древних городов").
Интенсивное
развиваться государства, что соответствует теории этногенеза, произошло в 7
веке при правлении короля Пакаля Великого (Кинич-Ханаб-Пакаль I). Надпись на крышке
саркофага, где похоронен правитель,
гласит, что Пакаль родился в 603 (?) и умер в 683. Царствовал Кинич-Ханаб-Пакаль
I ("Пылающий Цветочный Щит") сын Желтой Попугаихи и Ягуара
с 615 (?) по 683 гг.
В его правление произошло
строительство дворца правителя.
Дворцовый комплекс Паленке был возведен на искусственной насыпной платформе
высотой 10 м. В основном, строения дворцового комплекса группировались вокруг
двух больших (на северной стороне) и двух малых дворов. Предполагают, что
северная часть комплекса являлась резиденцией правителя, а в южной помещались
слуги и гарнизон. Каждое помещение было разделено продольной стеной и содержало
два ряда сводчатых комнат, освещаемых через дверные проемы. Стены Дворца были
украшены рельефами и фресками. Вода в помещения поступала от ручья Отолум
подземным акведуком, вблизи башни были устроены паровая баня и уборные. Украшает дворец необычная для майской
архитектуры пятиэтажная башня. Она,
вероятно, служила астрономической обсерваторией, на верхнем этаже сохранилась
каменная скамья, на которой сидел
жрец-астроном изучавший небесные святила.
Во время правления Паскаля Великого были одержаны победы над многими
врагами, и гегемония Паленке была признана если не всеми майскими городами, то
большинством.
В августе 659 года Паскаль Великий одержал
крупную победу над своими противниками.
«Имена пленников Ханааб Пакаля указывают, что ему противостояла
широкая коалиция, включавшая, по меньшей мере, три крупных политических центра:
Вак'ааб (Санта-Елена-
Баланкан), Пипа' (Помона или, по мнению А.В.Сафронова,
Эль-Ареналь) и Йокиб/К'ина'(Пьедрас-Неграс).
(Виктор Талах:« Хрониках Баакульских
Владык»)
В
честь этой победы был устроен, согласно надписи в Храме надписей», праздник с жертвоприношением.
Затем
хроники свидетельствую о подвигах
Паскаля Великого, о том, что эта победа не привела к окончанию
войны.
В декабре 662
г. состоялся поход войск Баакуля в область Санта-Елена, приведший, по всей
видимости, к возвращению этого царства под контроль Ханааб Пакаля. Военные
действия Пьедрас-Неграс против Санта-Елена, перешедшего в число союзников
Паленке, продолжались до конца 664 г.
(Виктор Талах: « Хрониках Баакульских
Владык»)
После
смерти Паскаля Великого в 683 году на
троне воцаряется его сын Кинич-Кан-Балама
II (684-702 гг.), который
воздвигает Паскалю Великому усыпальницу – достойную Великого правителя.
Он довершает
объединение государств под гегемонией
Бакаля (Баакуля).
В 687 году Кинич-Кан-Балам II одержал победу над царём Попо (Тонина) и взял его в плен. О том, что были военных действия между Бакалем и Попой сообщают хроники и в 692 и 695 гг.
Но
объедение государств под эгидой Паленке
неустойчиво, хроники сообщают о
том, что существуют территории
неподконтрольные Паленке, с которым ведутся войны.
Но
все же время после смерти Паскаля Великого
это мирное созидательное время. Расцветает торговля на всей территории контролируемой майя. Корабли майя достигают совренного США и Южной Америки. В это время ведутся научные изыскания,
строятся и перестраиваются дворцовые и храмовые комплексы, расцвело искусство.
«При Кинич-Кан-Балам II было написано большинство мифологических и
династических текстов Паленке, являющихся важным источником по
религиозно-мифологическим представлениям древних майя».
(«История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)
Наивысший рассвет Паленке продолжается
конец 7 века и весь 8 век.
"692 г. - 10 января
этого года Кан-Балам завершает строительство
и освящает три храма в "Группе Креста": Вак-Чан-Ахав
("Царь Шестого Неба", известный археологам как Храм Креста),
Каналь-Нах ("Маисовый Дом" - Храм Лиственного Креста) и Кинич-Пасах
("Опаляющий Восход" - Храм Солнца), а 18 марта Кан-Балам празднует
окончание 20-летнего календарного цикла и воздвигает стелу.
720 г. - завершено
строительство дворца Кальхун Нах ("Дом Повязания Короны"), в котором
короновались правители Бакаля.
к736 г. - освящается храм
Хуш-Хололь-Бак-Чеен - святилище Уне-Кавииля, а также освящается окиб - каменный
трон-постамент, на котором была изображена коронация Акуль-Мо-Наба III.
764 г. - на трон
вступает младший сын Акуль-Мо-Наба III Кинич-Кук-Балам II. В период его
правления Бакаль испытывает расцвет: создаётся "Панель 96
иероглифов", а в 770-780 гг. перестраивается дворец, в котором расширяется
южная часть дворца и сооружается башня".
(«История города Паленке Лакамха царства Бакаль»)
главная