Лимарев В.Н.
Это время когда зарождалось цивилизованное общество в Мезоамерике.
Исследователи отмечают характерные признаки зарождающегося цивилизованного общества.
На
этапе Кошкатлан произошли изменения в образе жизни и
питании, а также и в общественной организации. Хотя, возможно, и продолжал
сохраняться патрилинейный родовой строй, все более явственно начало проявляться
«право на собственность». Более могущественными становились шаманы,
занимавшиеся ритуалами, связанными с сельским хозяйством. Большое внимание
уделяется погребальному ритуалу. В одном
из захоронений были обнаружены два детских скелета, один из них подвергся
ритуалу кремации; от другого тела была отделена голова. После удаления мозга
голова снова в особой корзине была присоединена к туловищу.
Появились
различные типы наконечников с шипами, а также скребки и тесла новых типов,
ручные зернотерки заменили каменные ступы. Большой прогресс был
достигнут в изготовлении сетей, покрывал и сумок со спиралеобразным плетением.
Наиболее важная черта этого периода – зарождение земледелия.
Значимые и важные моменты перехода от первобытного общества к цивилизованному обществу у индейцев подмечает Валерий Гуляев в своей книге «Тайны древних городов»:
«Вся жизнь людей первобытного
общества сводилась к постоянному поиску
пищи. Они не заботились о завтрашнем дне и съедали все, что они добывали каждый день, сразу и без остатка».
Древние индейцы использовали для
своих нужд сотни видов полезных растений. Среди них однолетние травы дикого
маиса (кукурузы), а так же плоды авокадо и черного сапота, дикий лук, желуди,
сосновые шишки… Но особое исключительное значение для собирателей древней Мексики и мел магей (агава), доступный для сбора
круглый год. Плоды которого доступны только в определенное время года, но
молодые листья съедобны и доступны круглый год… Агаву очень широко употребляли
в пищу. Она в доземледельческий период, обеспечивала
людей пищей в сухой зимний сезон, когда
почти отсутствовали другие источники
пищи. Магей в сыром виде не съедобен – он нестерпимо
горек. Но уже в глубокой древности люди
научились приготавливать магей в
специальных печах».
В 5 – 3 тыс. был переходный период.
Валерий Гуляев пишет:
«Что же происходило в этот
переходный период? Какие подспудные процессы
и изменения превратили «дикие» племена
в «культурных земледельцев»,
владеющий многими полезными навыками и ремеслами?
Он же прямо и косвенно дает ответы на эти вопросы, т.е. изучая его представленными им материалы можно сделать выводы.
В горных долинах Мексики, индейские племена, как правило, занимали ограниченную территорию с ограниченными пищевыми ресурсами.
Например, хорошо изученная археологами долина Техуакан (Пуэбло) представляла собой чашеобразную речную долину 112 км в длину и 32 км в ширину. В этой долине около 3000 г до н.э., по подсчетам исследователя Р Мак-Нейша, могло проживать 120-140 человек и не более. Столько могла прокормить первобытных людей долина. Люди не были хозяевами этой долины, они были частью экосистемы.
Увеличение численности людей в долине произошло в следствии переходу её жителей к рациональному использованию пищевых ресурсов: они стали оберегать полезные растения и культивировать некоторые из них, регулировать численность животных на которых охотились.
Разумное, рациональное использование возможностей территории в ежегодном воспроизводстве пищи, были первые шаги к построению цивилизованного общества.
Валерий Гуляев указывает на следующие моменты:
«Первобытные собиратели магеи знали,
что употреблять в пищу растение можно только после цветения, через 6-8 лет
жизни, затем растение медленно умирает, в нем начинается процесс естественного брожения,
повышающий в нем содержание сахара. Собирая магею после цветения, они не могли
сократить её число, так как растение все ровно обречено на умирание.
Аналогичным образом древний
человек научился эксплуатировать и животные ресурсы. Археологи определили, что
олень-белохвост был главным источником мясной пищи для жителей долин.
Олень-белохвост имеет четко выраженные тропы-маршруты от лежек до пастбищ и
водопоев, поэтому его можно подстеречь и убить из засады. В летнее время все
население занималось сбором плодов и
растений с целью создания запаса, тщательно оберегая созревшие плоды и семена от зверей и птиц и
помещая их в хранилища. В это время охота
на оленя-белохвоста не велась.
Чтобы пережить осень и зиму растительной пищи не хватало, и мужчины
отправлялись охотиться на оленей, а женщины на сбор стеблей магеи. За зиму истребляли 30-40 % поголовья олений, за лето популяция оленей восстанавливалась».
Дальнейшее увеличение пищевых ресурсов долины происходило за счет окультуривания растений. В этот период стали культивировать фасоль, тыкву, перец чили… культивирование маиса (кукурузу) не получило широкого распространения, так как у дикого маиса початки были небольшими.
главная