Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Культура Кошкатлан.

Временные рамки существования культуры Кошкатлан 42-31 век до н.э. (Этап Кошкатлан датирован Р. Мак-Нейшем 5000 – 3500 гг. до н.э. ).

Это время когда зарождалось цивилизованное общество в Мезоамерике.

Исследователи отмечают характерные признаки зарождающегося цивилизованного общества.

На этапе Кошкатлан произошли изменения в образе жизни и питании, а также и в общественной организации. Хотя, возможно, и продолжал сохраняться патрилинейный родовой строй, все более явственно начало проявляться «право на собственность». Более могущественными становились шаманы, занимавшиеся ритуалами, связанными с сельским хозяйством. Большое внимание уделяется погребальному ритуалу.  В одном из захоронений были обнаружены два детских скелета, один из них подвергся ритуалу кремации; от другого тела была отделена голова. После удаления мозга голова снова в особой корзине была присоединена к туловищу.

Появились различные типы наконечников с шипами, а также скребки и тесла новых типов, ручные зернотерки заменили каменные ступы. Большой прогресс был достигнут в изготовлении сетей, покрывал и сумок со спиралеобразным плетением. Наиболее важная черта этого периода – зарождение земледелия.

Жители Кошкатлана в основном оставались собирателями и охотниками, однако у них было больше культивированных растений – кукуруза, чилийский перец, авокадо, гуахе, позже – амарант (бархатник), обычная фасоль, тыква, белый и черный сапот.

Охота.(Наскальный рисунок).  Антропологический музей в Мехико. (Фото Лимарева В.Н.)

Значимые и важные моменты перехода от первобытного общества к цивилизованному обществу  у индейцев подмечает  Валерий Гуляев в своей книге  «Тайны древних городов»:

«Вся жизнь людей первобытного общества  сводилась к постоянному поиску пищи. Они не заботились о завтрашнем дне и съедали все,  что они добывали каждый день, сразу и без остатка».

Сбор овощей. Худ. Диега Ревера. (Президенский дворец в Мехико)  Фото Лимарева В.Н.

Древние индейцы использовали для своих нужд сотни видов полезных растений. Среди них однолетние травы дикого маиса (кукурузы), а так же плоды авокадо и черного сапота, дикий лук, желуди, сосновые шишки… Но особое исключительное значение для собирателей  древней Мексики  и мел магей (агава), доступный для сбора круглый год. Плоды которого доступны только в определенное время года, но молодые листья съедобны и доступны круглый год… Агаву очень широко употребляли в пищу. Она в доземледельческий период,  обеспечивала людей пищей  в сухой зимний сезон, когда почти отсутствовали  другие источники пищи.   Магей в сыром виде не съедобен – он нестерпимо горек. Но уже в глубокой древности  люди научились  приготавливать магей в специальных печах».

В 5 – 3 тыс. был переходный период.

Валерий Гуляев пишет:

«Что же происходило в этот переходный период? Какие подспудные процессы  и изменения превратили «дикие» племена  в  «культурных земледельцев», владеющий многими полезными навыками и ремеслами?

Он  же прямо и косвенно дает ответы на эти вопросы, т.е. изучая его представленными им материалы можно сделать  выводы.

В горных долинах Мексики, индейские племена, как правило, занимали ограниченную территорию  с ограниченными пищевыми ресурсами.

Например,  хорошо изученная археологами долина Техуакан (Пуэбло)  представляла собой чашеобразную речную долину  112 км в длину и 32 км в ширину.  В этой долине около 3000 г до н.э., по подсчетам исследователя Р Мак-Нейша, могло проживать 120-140 человек и не более.  Столько могла прокормить первобытных людей долина. Люди не были хозяевами этой долины, они были частью экосистемы.

Сбор плодов. Худ. Диега Ревера. (Президенский дворец в Мехико)  Фото Лимарева В.Н.

Увеличение численности людей в долине произошло  в следствии переходу её жителей  к рациональному использованию пищевых ресурсов: они стали оберегать полезные растения и культивировать некоторые из них, регулировать численность  животных на которых охотились.

Разумное,  рациональное использование возможностей территории в ежегодном воспроизводстве пищи, были первые шаги к построению цивилизованного общества.

Валерий Гуляев указывает на следующие моменты:

«Первобытные собиратели магеи знали, что употреблять в пищу растение можно только после цветения, через 6-8 лет жизни, затем растение медленно умирает,  в нем начинается процесс естественного брожения, повышающий в нем содержание сахара. Собирая магею после цветения, они не могли сократить её число, так как растение все ровно обречено на умирание.

Аналогичным образом древний человек научился эксплуатировать и животные ресурсы. Археологи определили, что олень-белохвост был главным источником мясной пищи для жителей долин. Олень-белохвост имеет четко выраженные тропы-маршруты от лежек до пастбищ и водопоев, поэтому его можно подстеречь и убить из засады. В летнее время все население  занималось сбором плодов и растений  с целью  создания запаса, тщательно  оберегая  созревшие плоды и семена от зверей и птиц и помещая их в хранилища.  В это время охота на оленя-белохвоста не велась.

Чтобы пережить  осень и зиму  растительной пищи не хватало, и мужчины отправлялись охотиться на оленей, а женщины на сбор стеблей  магеи. За зиму истребляли 30-40 % поголовья олений, за лето популяция оленей восстанавливалась».

Дальнейшее увеличение пищевых ресурсов долины происходило за счет окультуривания растений.  В этот период стали культивировать фасоль, тыкву, перец  чили…  культивирование маиса (кукурузу) не получило широкого распространения, так как у дикого маиса початки были небольшими.   

Магей (Агава) Мексика. (Фото Лимарева В.Н.)

  • главная