Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Цивилизация (культура) Чалькацинго.

(Протоольмеки)

Карта Мексики (20 век)

Ольмекские цивилизации. (Периоды этногенеза, этносграмма)

 

Название цивилизации Чалькацинго - условно.

Летящие боги. Ольмеки.  Фрагмент стеллы в Ла-Венте. Фото Лимарева В.Н.

Чалькацинго это культура, которая была истоком для цивилизации Ольмеков.

Цивилизация Ольмеков предоставляется исследователям в фазе своего расцвета.

Ученые – исследователи ломают  голову:

«Как объяснить сам странный факт появления сложившейся цивилизации в 1200 г. до н.э., когда в остальных её областях жили довольно примитивно раннеземледельческие племена? (Валерий Гуляев «Тайны древних городов»)

Толстый Бог. Ольмеки. Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н.

Поиски прародины ольмеков ни к чему не приводили.

Ясно было одно, что огромные каменные изваяния в города ольмеков были  принесены уже в готовом виде. Это, прежде всего огромные  (5-40 тонн) головы.

Мне странными кажутся утверждения исследователей,  что ольмеки для того чтобы изготовить эти головы отправлялись на сто километров в горы, там их изготавливали, а потом доставляли в место своего проживания в джунглях.  Не убедительными являются вулканолога Уильямса, утверждавшего, что они были изготовлены  в юго-восточной части гор Лос-Тустлас. Он искал, где поближе к Ла-Венте могли ольмеки изготовить эти статуи. То есть,  могли изготовить, не означает, что там действительно их изготавливали.

Ещё более странным мне кажется то, что камнерезное искусство возникло там, где не было необходимого камня, т.е. в джунглях. Безусловно, обосновываясь в джунглях, протоольмеки могли отправлять экспедиции за камнем в горы, но это уже была дань традициям.

Вопрос в том: где были изловлены эти статуи, является ключевым при  понимании истоков ольмекской цивилизации. Так как головы изготовили  там, где был религиозный центр протоольмеком, точней, протоольмеки сначала изготовили головы, а затем это место стало религиозным центром. Места обитания протоольмеков находились вблизи религиозного центра. Но когда из-за вулканической деятельности ольмекам пришлось  покинуть обжитые места, они вместе с отходом тащили с собой самое ценное  - статуи их богов и нефрит, который они так же считали ценностью.

«И вдруг он понял, что конуса ольмекских пирамид  в точности повторяет, в буквальном смысле отражает, как в зеркале, форму вулканов в горах Лос-Тустла. Следовательно, ольмеки просто принесли в новую столицу вместе с первой индейской пирамидой кусочек старой родины. Очевидно, у подножья гор Лос-Тустла находились древние поселения «ягуарьих индейцев»  Однако могло случиться, что их все до одной, как Помпеи, залили потоки лавы из многочисленных, ещё до недавнего времени действующих вулканов, и мы, пожалуй, никогда не узнаем в истинном виде самые первые шаги первой высокой культуры Америки». (Милослав Стингер. «Тайны индейских пирамид»).

Я однозначно согласен с выводами Милослава Стингера, кроме утверждения, что поселения протоольмеков были именно у гор Лос-Тустла. Однозначно одно, что эти поселения были у гор Поперечной вулканической Сьерра, протяженность которой 800 км.

Большинство исследователей сходятся во мнение, что «ольмекские головы» это изображения вождей или жрецов.

Мне же кажется, достоверна другая гипотеза, что ольмеки поклонялись «Толстому Богу».

Ольмекские головы  - это головы Толстых Богов. Толстый Бог,  символизирующий достаток и благополучие курировал протоольмеков. Его резиденция была среди других богов в жерлах вулканов, по одной из версий, он сын Главного Бога.

Толстый младенец. Культура ольмеков. Могильник Тоатилько в долине Мехико.

Ольмекские головы не вырезали из монолитной скалы, это были обработанные протоольмеками огромные валуны.

Эти огромные валуны встречаются на Поперечной вулканической Сьерре. Это, вероятно, огромные вулканические бомбы.

«Обильную пищу для размышлений давали и другие открытия археологов в Центральной Мексике. На востоке крохотного штата Морелос взору исследователей предстала довольно необычная картина. Близ городка Каутла над окружающей равниной вздымались, словно могучие богатыри в островерхих шлемах, три высоких скалистых холма с почти отвесными склонами из базальта. Центральный холм, Чалькацинго, — это могучий утес, плоская вершина которого усеяна огромными валунами и глыбами камня».

( Валерий Гуляев «Тайны древних городов»)

Был ли религиозный центр протоольмеков на холме Чалькацинго или это был одним из религиозных центров протоольмеком, которому повезло  - его не уничтожила вулканическая деятельность.

Однозначно одно в штате Морелос, который находится рядом со штатом Мехико, был религиозный центр протоольмеков.  Ольмеки не забывали своих истоков, и этот центр долгое время,  до середины 1 тыс. н.э.,  был ольмекской святыней.

Когда-то, на заре возникновения цивилизации Ольмеков,  какой-то индейский скульптор придал огромному валуну черты головы Толстого Бога, затем по аналогии были обработаны другие валуны,  примечательно то, что шлемы на головах статуй вполне могут быть  подобием головных уборов, которые носили индейцы в горных областях зимой, ведь там бывает холодно.

Затем жрецы, утверждавшие, что эти головы вылетели из жерла вулкана, создали определенные религиозные представления.

В религиозном центре протоольмеков были и другие скульптурные изображения, выбитые  на камне.

«Там, вдали от современной жизни, застыли в вековом сне странные и загадочные изваяния — фигуры неведомых богов и героев. Они искусно вырезаны на поверхности самых больших валунов. Первый рельеф изображает какого-то пышно одетого человека, который важно восседает на троне и сжимает в руках длинный предмет, напоминающий знаки власти правителей городов-государств майя. На голове у него высокая прическа и затейливая шапка с фигурами птиц и знаками в виде падающих вниз крупных капель дождя. Человек сидит в некоем подобии небольшой пещеры. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что это вовсе не пещера, а широко открытая пасть какого-то гигантского, стилизованного до неузнаваемости чудовища. Хорошо виден его яйцевидный глаз со зрачком из двух перекрещенных полос. Из пасти-пещеры вырываются наружу какие-то завитки, изображающие, возможно, клубы дыма. Надо всей этой сценой как бы парят в воздухе три стилизованных знака — три грозовые тучи, из которых падают вниз крупные капли дождя. Точно такие же каменные скульптуры встречаются лишь в стране ольмеков, на южном побережье Мексиканского залива.

Голова Толстого Бога. Ольмеки. Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н.

На втором рельефе Чалькацинго показана уже целая скульптурная группа. Справа изображен бородатый обнаженный человек со связанными руками. Он сидит на земле, прислонившись спиной к идолу грозного божества ольмеков — человека-ягуара. Слева два ольмекских воина или жреца с длинными остроконечными палицами в руках угрожающе подступают к беззащитному пленнику. Позади него стоит еще один персонаж с дубинкой, из которой пробиваются побеги какого-то растения, — скорее всего маиса».

( Валерий Гуляев «Тайны древних городов»)

Хотелось прокомментировать фрагмент из работы Валерия Гуляева, касающийся «капель дождя и грозовых туч». Я думаю, там изображен трагический момент - извержение вулкана, из пасти чудовища извергаются клубы дыма, а падающие капли дождя вполне могут быть вулканическими бомбами.

Родиной протоольмеков был район, расположенный между Мексиканской долиной и долиной Оахака. Они осваивали как Мексиканскую долину, так долину Оахака, а так же бассейн реки Бальсас в верхнем и среднем течении. Возможно бассейн реки Бальсас в начале 2 тыс. до н.э. был благоприятным для проживания местом. Центр протоольмекской цивилизации был в притоках реки Бальсас находящихся в штате Морелос.

Цивилизация протоольмеков была между горами "Поперечиной вулканической Сьеры" и горами Южной Сьера Мандре.

Вулканическая активность в середине 2 тыс. до н.э.  вытеснила протоольмеков из Мексиканской долины и бассейна реки Бальсас в долину Оахака, а затем по рекам, стекающим к заливу Кампечи, протоольмеки проникли в низменные места современного штата Веракрус.

 

  • Пирамида Куикуилько в Мехико.

  • Нет достоверных данных о погодных условиях середины второго тысячелетия до н.э..  Но, вероятно, в этот период низменности в штате Веракрус были более пригодны для жизни, климат был там другой. В то же время из-за сильной вулканической деятельности и погодных условий, жизнь становилось трудной, как в Мексиканкой долине, так и долине Оахака.

    Таим образом, статуи богов из штата Морелос перекочевали в штат Веракрус. Далековато конечно, километров 500. Но,  не сразу их переправляли; отходили от вулканической гряды, создавали новый религиозный центр и через нескорое время снова в путь и так дальше и дальше от родины. Вулканическая активность сопровождалась тектонической активностью, изменяя рельеф местности, так что неоднозначно, что почти 3 -2 тыс. дет назад рельеф местности в этом районе был такой же, как в настоящее время.

    Неоднозначно то, что протоольмекам приходилось перетаскивать ольмекские головы через высокие перевалы и  глубокие ущелья.

    Направления культурного влияния при развитии мексиканских цивилизаций.

  • главная