Майя в фазе обскурация (старость). ( Чичен Ица).

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Майя в фазе обскурация (старость).

Лик Бога.  Археологическая зона Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

  • Самопожертвование во имя благополучия народа или жертвоприношение у народа майя.

  • Фаза обскурация с 9 по12 век н.э. в соответствии с теорией этногенеза.

    Все исторические источники цивилизации майя однозначно утверждают, что в конце 8 начале девятого века по неведомым причинам произошел упадок всех городов майя в традиционных метах проживания, т.е.  в бассейне  реки  Усумасинта. Остались только населенные пункты в горной местности:   верхнем течении реки Усумасинта.

    Выдвигают множество фантастически и полуфантастических предположений произошедшему. Хотя, на мой взгляд, причины, которые привели к массовому исходу индейцев майя с мест традиционного проживания, очевидны.

    Это локальное измените климата, которое привело к тому, что  увеличилось число дождевых дней, река Усумасинта не стала в положенное время возвращаться в свои берега. На залитых водой «приподнятых полях» стало невозможно  выращивать продукты питания или посадки, из-за неожиданных разливов реки Усумасинта и её притоков, гибли.

    Наступивший голод это та причина, которая заставила искать новые места для проживания.

    Индейцы майя переселились на север полуострова Юкатан, так как там в это время были благоприятные условия для выращивания сельхозпродукции. Климат на Юкатане стал менее засушливым,   и майя создали  технологию выращивания продуктов питания в новых условиях.

    Фалос оплодотворяющий землю.  Археологическая зона Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

    В начале 9 века, цивилизация майя достигла наивысшего расцвета.  В начале 9 века, когда только наметился упадок цивилизации, вожди могли мобилизовать народ на коллективные действия, жрецы могли, применяя накопленные знания, создать благоприятные условия жизни  в новых условиях.

    Пирамида в  археологической зоне Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

    Примечание:

    Мы  Вами в настоящее  время проживает в начале 9 века от начала современной Западной цивилизации,  и поэтому можем легко осознать те процессы, которые происходили в цивилизации майя в сложный период, когда нужно было противодействовать катастрофе. В настоящее время Западная цивилизация имеет ещё достаточно сил, чтобы противодействовать  климатическим изменениям  на Земле.  И она смогла бы ещё противостоять стихии, если изменения климата стали  бы катастрофическими.

    Дворцовые постройки в археологической зоне Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

     Во время наивысшего расцвета майя имели  значительное количество городов; акватория  реки Усумасинта была густо населена.

    Города Майя:

    Города майя в Мексике, Гватемале, Белизе, Гондурасе.(карта)

    Гватемала: Агуатека - Балберта - Гумарках - Дос Пилас - Ишимче - Ишкун - Йашха - Каминальхуйу - Канкуэн - Киригуа – Ла Корона - Мачакила – Мишко Вьехо - Наачтун - Накбе - Наранхо – Пьедрас Неграс - Сакулеу – Сан Бартоло - Сейбаль - Сиваль - Тайясаль – Такалик Абах - Тикаль - Топоште - Уашактун - Эль Бауль - Эль Мирадор - Эль Перу

    Мексика: Аканмуль - Акансех - Баламку - Бекан - Бонампак - Ичпич - Йашчилан - Кабах - Калакмуль - Коба - Комалькалько - Кохунлич - Лабна - Майяпан - Мани - Нокучич - Ошкинток - Паленке – Рио Бек - Сайиль - Сакпетен – Санта Роса Штампак - Танках - Тонина - Тулум - Ушмаль - Хайна - Цибильчальтун - Чакмультун - Чакчобен - Чиканна - Чинкультик - Чичен Ица - Чунчукмиль - Шкипче - Шпухиль – Эк Балам - Эдзна

    Белиз: Алтун Ха - Караколь - Кахаль Печ - Куэйо - Ламанай - Лубаантун – Ним Ли Пунит - Шунантунич

    Гондурас: Копан – Эль Пуэнте

    Сальвадор: Сан Андрес - Тасумаль – Хойя де Серен

    Во время катастрофы переселилась на новое место жительства пассионарная часть население. Благодаря этой пассионарной части населения на полуострове Юкатан были отстроены новые города с помпезными сооружениями.

    Трон или скамья правителя  в археологической зоне Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

    Новый расцвет цивилизации майя был недолгим, т.к. не смотря на то, что новые центры майской цивилизации Ушмаль и Чичен-Ица  блестели своим масштабным великолепием, но не были той изысканности и утонченности в искусстве, что наблюдается в Паленке. Властители удерживали народ в повиновении посредством жрецов,  требуя выполнения жестких, кровавых религиозных обрядов, когда добровольно-принудительно приносили людей в жертву богам значительное количество людей. В Чичен-Ице, обращаю внимание, на пирамиду черепов (Цомпантали). Основное пирамиды имеет размеры 60х12 метров. Сколько черепов людей должно было уложено на это основание, чтобы она имела вид пирамиды. 

    Что же привело к гибели цивилизации. Это моральна, нравственная деградация общества.

  • Сеноты – подземные карстовые озера. Сенот Бога Чака.

  • В это время возрастает фалический культ. Создаются храмы посвященые фалосу. Возможно были и соотвествующие ритуалы.

    Фалосы из святилищ майя.  Археологическая зона Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

    Упадок нравов, неверие во всесильных богов, недоверие к правителям, индивидуализм,  в период обскурации разрушают общество, как единое целое, власти пытаются спасти положение наказанием на вольнодумство, за нарушение религиозных предписаний,  за ослушание властям, создают «инквизицию». Обреченная на гибель цивилизация уже не способно противодействовать внешним изменениям.

    После относительно влажного периода на севере полуострова Юкатан, наступил более засушливый период, что и послужило причиной гибели выродившейся цивилизации. Цивилизация прекратила свое существование, отмерив положенный ей строк, в соответствии с теорией этногенеза, в 12 веке.

    Период исхода майя с мест традиционного проживания в север полуострова Юкатан и последние века цивилизации Майя описываю известные исследователи цивилизации.

    Привожу выдержки из их работ:

    Божество майя. Андропологический музей. Мехико. фото Лимарев В.Н.

    Этнокласический период  (900-1000 годы н.э.)

    «Около 800 г войны и многочисленные природные катастрофы приводят к тому, что в большинстве центров Петена снижается производство стел или священных, хотя на севере низменного полуострова Юкатан ритуальная деятельность продолжается в таких местах как Чичен-Ица и Ушмаль». 

    (Чичен-Ица: путеводитель по истории и памятникам города, издательство: Immgine Unversale)

     

    «Что-то происходит непонятное в майских городах. К концу 9 века на большей части Центральной области майя жизнь в городах прекращается совсем или же резко сокращается. Внешне это выражается в прекращении строительства новых храмов и дворцов и в исчезновении культа стел и алтарей. Замерли рынки. Опустели ремесленные мастерские. Заброшены и пышные дворцы, и хрупкие хижины.  На широких площадях умолкло эхо человеческих голосов. Города остались нетронутыми – без следов разрушения или перестроек, как будто их обитатели  собирались вскоре вернуться.  За одно лишь столетие города майя оказались поглощенные джунглями.

    Причин этой гигантской по масштабам катастрофы до сих пор выяснить не удалось.

    На севере полуострова Юкатан не было упадка. Скорей там был  подлинный расцвет». (Валерий Гуляев «Тайны древних городов»)

     

    «Паленке, самый прекрасный город Древнего царства, был полностью покинут майя, и его жрецы, и его привилегированное сословие никогда больше туда не возвращалось. Точно также  постепенно вымерли и все остальные города классического периода, все майские центры эпохи Древнего царства.

    Причина, по которой великолепные города Древнего царства в бассейне реки Усумасинты были оставлены майя, в течение нескольких десятков лет являются для майяологов загадкой номер один. Тем не менее, майские переселенцы покинули свои города, и переселились на север Юкатана, которой по своим природным условиям отдирается от прежней отчизны. Там возникают многочисленные майские города. Тем не менее, как это не странно, социальные отношения в них сколь-нибудь заметно  не отличаются от тех, которые, видимо вызвали гибель, городов  в бассейне реки Усумасинты. Во всяком случаи не менялись  и династии, покинувшие свои тонущие каменные корабли, свои умирающие города. Есть основания считать, что правившие  роды, пережившие гибель своих городов-государств, в период переселения на Юкатан большей частью сумели вновь консолидировать силы и стать во главе заново отстроенных  городов.

    Новые майские города не обладали уже столь утонченной, филигранной, изысканной архитектурой, как Паленке. Они грубее, но зато величественнее и помпезней.  В Паленке вся архитектура города словно обращена к небесным божествам. Юкатанские же города служат не только для прославления богов и молитвенного обращения к ним. Это, прежде всего  откровенные памятники силы и славы могущественных династий и вместе с тем их резиденции. Правители на севере Юкатана, (с конца 10 века это тольтеки) уже нисколько не скрывают, что ищут также земной власти и славы, и выступают в майской истории  под точно установленными собственными именами». ( М. Стингл. «Тайны индейских пирамид»)

    Ворота на входе в город Чиче-Ица. Археологическая зона Чичен  Ица. Фото Лимарева В.Н.

     « Большинство северных городов, построенных в постклассическую эпоху (950-1500), просуществовали менее 300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное сходство с Тулой, основанной тольтеками ок. 900, что позволяет предположить, что Чичен-Ица служила форпостом или была союзником воинственных тольтеков. Название города образовано от майяских слов "чи" ("рот") и "ица" ("стена"), но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает классические майяские каноны. Так, например, каменные крыши зданий держатся скорее на плоских балках, чем на ступенчатых сводах. Некоторые рисунки, вырезанные в камне, изображают совместно воинов майя и тольтеков в сценах битв. Возможно, тольтеки захватили этот город и со временем превратили его в процветающее государство. В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица какое-то время входила в политический союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном, известный как Лига Майяпана. Однако еще до появления испанцев Лига распалась, и Чичен-Ица, как и города классической эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую эпоху получила развитие морская торговля, благодаря чему на побережье Юкатана и близлежащих островах возникли порты - например, Тулум или поселение на острове Косумель. В поздний постклассический период майя торговали с ацтеками рабами, хлопком и птичьими перьями». (Энциклопедия Кольера)

    Бассейн для сбора дождевой воды.  Археологическая зона Ушмаль. Фото Лимарева В.Н.

    Примечание:

    Уже 11 веке Чичен-Ица был главным городом тольтеков на Юкатане и преобразования, которые были там произведены тольтеками,  дают повод утверждать, что Чичен-Ица 11-12 века это  город который принадлежал цивилизации  Тольтеков-ацтеков. Поэтому, когда другие города майя находились в упадке, Чечен-Ица процветал. Строго говоря,  в 11 -12 веке цивилизация майя сохранилась только в тех местах, где  майя не покорили тольтеки.

    «К 1000 году  заканчивается период тепеух (завоеватель) Культура майя  расположенная в глубине материка умирает. Вся деятельность майя теперь сосредоточена на Юкатане и прилегающих территория». (Виктор фон Хаген:  «Великие царства Древней Америки)

    Зафиксировав происходящие, Виктор фон Хаген допускает существенную ошибку, на Юкатане развивается в это время уже не цивилизации Майя, а цивилизация Тольтеков-Ацтеков.

    Майя, которые сотрудничали с тольтеками, Виктор фон Хаген называет майя-ица.

  • главная