Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Цивилизация Ягуарьих индейцев.

«В Ла-Венте ягуар преследовал меня повсюду: это Ла-Вентская мозаика, изображающая ягуара, нефритовые подвески в форме зубов ягуара, нефритовые детские личики  в которых явно стремление скульпторов придать лицу человека сходство с ягуаром. Жители Ла-Венты жили под знаком ягуара».

(М. Стингл. «Тайны индейских пирамид».)

 

 Плененная женщина. Жертвенный стол ягуарьих индейцев (боковая поверхность). Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н.
Вождь ягуарьих индейцев пленивший женщину (передняя часть жетвенного стола) Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н.

Цивилизация  ягуарьих индейцев существовала с 18 по 7 век до н.э.

Она было дочерней цивилизацией цивилизации протоольмеков. Суперэтническое пространство в период расцвета обеих цивилизаций практически совпадало и поэтому создается иллюзия, что это одна цивилизация, что  и ольмекские головы и статуи человеков- ягуаров  созданы одним  этносом.

В период расцвета цивилизации  (20 век до н - 17 век до н.э.) центр протоольмекской цивилизации находился  в где-то  в   бассейн реки Бальсас в верхнем и среднем её течение и районе современного города Мехико.

Ягуарьи индейцы проживали в низменных местах побережья  залива  Кампечи. Для протоольмеков они были варварским  народом.  Тотемом Ягуарьих индейцев был ягуар. Они считали, что произошли от соития земной женщины с Божественным ягуаром.

Ягуар. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

«На стеле в Ла-Венте я вижу женщину в короткой юбке. Над нишей и женщиной изображена морда ягуара. А на каменном памятнике, найденном в Пуэтеро-Нуэво, сцена, лишь  намеком переданная  в Ла-Венте, воспроизведена совершенно недвусмысленно: это соитие женщины с ягуаром. От связи божественного ягуара со смертной женщиной  и возникло, согласно легенде, могучее племя героев, сыновей небес и земли, полубожественных строителей Ла-Венты, возник удивительный народ, не похожий на остальные. То были люди и одновременно ягуары: «Ягуарьи индейцы». (М. Стингл:  «Тайны индейских пирамид»)

Началом этногенеза этноса ягуарьи индейцы можно считать момент, когда начались  военные контакты между протоольмеками и индейцами, проживавшими в джунглях, т.е. момент их завоевания протоольмеками в 18 – 17 веке. Это завоевания и порабощение дало старт  развитию дочерней цивилизации.

В начале 16 века, из-за вулканической деятельности  в районе их традиционного проживания, протоольмеки были вынуждены обосновываться в бассейне реки Коацакоалькос, создав там свою новую столицу с  величественным религиозным центром.

Для переправки своих святынь «ольмекских голов» и «статуй спортсменов», как и для проведения работ по благоустройству новой столицы  протоольомеки широко использовали труд  подневольных «ягуарьих  индейцев».  Совместные работы сблизили два этноса, началась ассимиляция.

В 16 веке до н.э. протоольмеки уже вступили в завершающую фазу своего развития (фаза обскурация  (старость).

Молодой же этнос «ягуарьи индейцы»,  в 16 веке до н.э., находился в  начале своего развития, в фазе подъем (молодость).

В 14 веке или начале 13 века произошел в столице протоольмеков Сан-Лоренцо переворот,  власть перешла в руки вождей  ягуарьих индейцев.

Ягуарьи индейцы. Соременный рисунок в археологической зоне. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

Религиозный центр протоольмеков был разрушен, знать частично истреблена.

Ягуарьий индеец сражается с чудовищем.  Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н. Глядящий  в небо. Археологическая зона Ла-Вента. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

Но к этому времени два народа уже настолько породнились, что восстание ягуарьих индейцев было не пришествие варварского племени, а государственный переворот совершенный лидерами местных племен.

После совершения государственного переворота жречество перешло на службу новой элите. Главной божественной сущностью был объявлен Человек ягуар (Бог-ягуар).  Мастера камнерезы протоольмеки, по заданию новой элиты,  стали создавать статуи человеков-ягуаров  и стелы, прославляющие новых правителей.  Утвердившись у власти, новая элита не стала уничтожать культурное наследие протоольмеков. Они допускали поклонение богам протоольмеков, т.е. боги протоольмеков были включены в божественный пантеон ягуарьих индейцев.

После восстания  и ликвидации главного религиозного центра,  изображения у некоторых стел были соскоблены, и на вновь отполированных поверхностях стали создаваться другие сюжеты.

«Камень напоминал стелу, и я  (Стирлинг) на её обратной стороне надеялся найти  какое-нибудь скульптурное изображение. Двенадцать рабочих с помощью деревянных шестов  за шесть часов работы смогли перевернуть эту тяжелую плиту.  Но, увы, к сожалению, обе стороны оказались абсолютно гладкими». (Валерий Гуляев: Тайны Древних городов»)

Это могла быть заготовка к работе протоольмеко, но и могла быть стела, с которой соскоблили  рельеф.

Следующим важным событием  в жизни «ягуарьих индейцев» было строительство религиозного центра ягуарьих индейцев. Этим центром стало местечко Ла-Венты  в нижнем течении  реки Коацакоалькос.

Некоторое время Сан-Лоренцо был религиозным центром «ягуарьих индейцев». В это время Ягуар главенствовал  над поверженными богами протоольмеков.

В период своего расцвета, когда «ягуарьи индейцы» смогли утвердить свое могущество над большей  частью территории ранее подчиненной протоольмекам, встал вопрос об организации достойного святилища «ягуарьих индейцев».

Вероятно, ягуарьи индейцы не искали места для новой столицы:  этим местом  стала резиденция вождя ягуарьих индейцев, т.е. родовое гнездо индейцев, где так же находились могилы их предков и их древнее святилище.

  • Святилище ольмеков.

  • Там был выстроен  огромный ритуальный комплекс  по строго определенному плану.

    Из покоренных  ими областей  ягуарьи индейцы перетащили некоторые святыни  протоольмеков, туда стали доставлять материал для новых   статуй и стел.

    Рассвет цивилизации ягуарьих индейцев продолжался с 14 по 11 век до н.э.

    Другими центрами культуры ягуарьих индейцев  были Трес-Сапотек,  Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур.  Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта.

    Лас-Лимас, расположенный на крайнем юге цивилизации ягуарьих индейцев, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый «Правитель из Лас-Лимас»). Исследования Х. Йадеуна (1977–1978) показали, что это городище было центром, объединяющим  не менее 27 поселений. 

    Города ягуарьих индейцев (карта). Мексика.

    Чешский исследователь мексиканских цивилизаций  Милослав Стингер писал о городе-святилище Ла-Вента:

  • Описание древнего города-святилища ягуарьих индейцев (ольмеков) Ла-Венты.

  • Вождь. Стела ягуарьих индейцев. Ла-Вента. Фото Лимарева В.Н.

    Археологи, говоря о цивилизации ольмеки (ягуарьи индейцы) рассвет её относят на начало  1 тыс. до н.э.

    В действительности это был её закат.

    В 10-9 веке до н.э. пришел в запустение город Сан-Лоренце.

     Ла-Вента продолжала функционировать, как святилище,  до середины  1 тыс. до н.э.

    Ягуар терзающий людей. Ольмеки. Мексека.  Чалькацинго

    В  10- 9 веке ягуарьи индейцы  возродили из руин город Саркатлы, недавно открытый археологами Мексики в штате Морелос, но и он был оставлен где-то в середине 1 века до н.э.

    Явные следы пребывания ягуарьих индейцев в древнем ольмекском святилище Чалькацинго. Ягуар терзающий людей, вероятно, их работа.

    Почему же цивилизация Ягуарьих индейцев прекратила свое существование?

    С начала 10 века до н.э. по конец 7 век  до н.э., в соответствие с теорией этногенеза,  продолжается  старость цивилизации (фаза обскурация).  Суперэтнос  теряет способность адаптироваться  к изменяющимся условиям проживания, происходит деградация этноса.

    В начале нашей эры, с большой степенью вероятности, произошли изменения климата в бассейне реки Коацакоалькос.  Традиционные места проживания  «ягуарьих индейцев» стали малопригодны для жизни. 

    Изменение условий проживаний  могло происходить по двум причинам.

    Опускания прибрежной зоны  из-за тектонической активности  у залива Кампече или из-за увлечения количества осадков  вызванного глобальным  или локальным изменением климата, которое также могла спровоцировать вулканическая активность  Поперечной вулканической Сьерре.

    Или то и другое одновременно.

     О катастрофе постигшей ягуарьих индейцев свидетельствует трагедия  поселения  Сан Андрес, где археологи выше культурного слоя обнаружили иловые отложения.

    В настоящее время район  традиционного проживания  ягуарьих индейцев заболоченные места - рай для малярийных комаров.

    Карта заболоченного района в окресностях археологической зоны Ла-Вента. Мексика. Фото Лимарева В.Н.

    На   побережье залива Кампече, где когда-то процветала цивилизация ягуарьих индейцев,  на сотни миль раскинулись заболоченные вечнозеленые джунгли.  Там выпадает в течение года большое количество осадков.  Полноводные реки - Коацакоалькос, Грихальва, Усумасинта, Канделария пробивают себе путь к морю сквозь бесконечные леса и болота. Они периодически выходят из берегов, надолго затопляя окружающую плоскую  равнину.  

    «К 600-400 г до н.э. лучшая пора ольмекской цивилизации позади. Влияние ольмекской цивилизации на последующее экономическое, политическое, религиозное и художественное развитие Мезоамерики трудно переоценить. Созданная ольмеками модель культуры заложила основу для последующего развития мезоамериканких цивилизаций.  Она оказала также прямое стимулирующее воздействие на культурно-эволюционное развитие  многих районов Мезоамерики, включая Оахаку (сапотеки), Центральную Мексику, Исапу, горную Гватемалу и майские низменности. (Валерий Гуляев: «Тайны древних городов».)

    Цивилизация  «Сапотеков»  (12 -1 век до н.э.) - дочерня цивилизации  от цивилизации «Ягуарьих индейцев».

    Божество ольмеков. Мексика.

  • главная